Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» № 1232-Д

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» (далее – законопроект).

В соответствии с пояснительной запиской целью законопроекта является «законодательная регламентация отношений, связанных с осуществлением контроля за расходами, а также определение категорий лиц, в отношении которых осуществляется контроль за расходами, порядка осуществления контроля за расходами и механизм обращения в доход Донецкой Народной Республики имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы».

Анализ положений законопроекта свидетельствует о том, что правовой основой для его разработки послужил Федеральный закон Российской Федерации от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» (далее – ФЗ № 230), что соответствует избранному Донецкой Народной Республикой курсу на гармонизацию собственного законодательства с законодательством Российской Федерации.

В настоящем заключении рассмотрены наиболее существенные недостатки законопроекта, позволяющие сделать выводы о его общем качестве, в связи с чем считаем необходимым высказать следующие замечания и предложения.

Из текста законопроекта исключены положения о сделках по приобретению цифровых финансовых активов и цифровой валюты (часть 1 статьи 4, часть 4 статьи 8, статья 17 законопроекта и другие), в отличие от ФЗ № 230, который содержит указанные положения.

Кроме того, в части 3 статьи 19 законопроекта разъяснено, что является цифровой валютой в понимании законопроекта.

С учетом изложенного предлагаем доработать законопроект в указанном аспекте.

В части 2 статьи 3 законопроекта содержится перечень субъектов, которые устанавливают порядок и сроки предоставления сведений о доходах и об источниках их получения.

В то же время, в аналогичной норме российского законодателя (часть 2 статьи 3 ФЗ № 230) указанный перечень включает в себя также таких субъектов как: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, государственная корпорация и иная организация, созданная Российской Федерацией на основании федеральных законов.

Аналогичное замечание применимо и к части 5 статьи 5 законопроекта.

Таким образом, предлагаем часть 2 статьи 3 и часть 5 статьи 5 законопроекта доработать.

В статье 13 законопроекта упоминается комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, порядок образования которой в настоящее время Главой Донецкой Народной Республики не определён.

Таким образом, целесообразно закрепить в заключительных и переходных положениях законопроекта отлагательный срок вступления в силу нормы, касающейся деятельности комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

В пункте 5 части 2 статьи 11 законопроекта предусмотрено, что «орган, подразделения и должностные лица, ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений, при осуществлении контроля за расходами лица, замещающего (занимающего) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Закона, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей вправе наводить справки у физических лиц и получать от них информацию».

В аналогичной норме ФЗ № 230 указанные субъекты вправе наводить справкии получать от физических лиц информацию с их согласия.

Учитывая курс Донецкой Народной Республики на гармонизацию собственного законодательства с законодательством Российской Федерации предлагаем пункт 5 части 2 статьи 11 законопроекта доработать.

На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект с учётом указанных замечаний и предложений.