В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «Об обязательных требованиях в Донецкой Народной Республике» (далее – законопроект).
В соответствии с пояснительной запиской основной целью законопроекта является определение основ установления и оценки применения содержащихся в нормативных правовых актах требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также сокращение рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым ценностям при одновременном снижении избыточного административного давления на бизнес.
Положения статьи 2 законопроекта закрепляют правовое регулирование установления обязательных требований.
Вместе с тем, данной статьей не предусмотрен орган исполнительной власти, уполномоченный на разъяснение вопросов, связанных с применением законопроекта.
Необходимо отметить, что в соответствии с частью 13 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 247) «разъяснения по вопросам применения настоящего Федерального закона даются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере установления и оценки применения обязательных требований».
В связи с этим предлагаем статью 2 законопроекта дополнить вышеуказанными положениями.
Частью 1 статьи 3 законопроекта предусмотрено, что «положения нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, должны вступать в силу либо с 1 марта, либо с 1 сентября соответствующего года, но не ранее чем по истечении девяноста дней после дня официального опубликования соответствующего нормативного правового акта, если иное не установлено законом или международным договором Донецкой Народной Республики».
В то же время частью 1 статьи 3 ФЗ № 247, на положениях которой основана часть 1 статьи 3 законопроекта, предусматривает также возможность установления иного срока вступления в силу на основании Указа Президента Российской Федерации.
Указанное дополнение было внесено Федеральным законом Российской Федерации от 11.06.2021 № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 170).
С учетом того, что в Народном Совете Донецкой Народной Республики зарегистрирован проект закона № 1189-КД «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Донецкой Народной Республике», в случае принятия которого, положения законопроекта без внесения изменений, аналогичных ФЗ № 170, будут не согласованы с проектом № 1189-КД, что может негативно отразиться на практике.
Таким образом, предлагаем положения законопроекта доработать в указанной части.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект с учетом вышеуказанных замечаний и предложений.