Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «О техническом регулировании» № 1220-КД

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О техническом регулировании» (далее – законопроект).

В соответствии с пояснительной запиской основной целью законопроекта является установление правовых основ обеспечения регламентации единых правил установления требований к продукции и процессам ее проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также к выполнению работ или оказанию услуг, определения единства и обязательности для исполнения на всей территории Донецкой Народной Республики требований технических регламентов, использования и применения государственных стандартов как доказательной базы выполнения требований технических регламентов.

Статьей 6 «Особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений» законопроекта предусмотрено, что «особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются техническим регламентом, устанавливающим требования в сфере безопасности зданий и сооружений».

Обращаем внимание на то, что в соответствии с аналогичной нормой российского законодателя (статья 5.1 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании») «особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Таким образом, в статье 6 законопроекта не регламентировано каким нормативным правовым актом устанавливаются особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений.

Кроме того, в Донецкой Народной Республике вышеуказанный закон не принят, в связи с чем отсутствует возможность реализации положений статьи 6 законопроекта на практике.

Аналогичное замечание в полной мере применимо и к части 1 статьи 7 законопроекта.

В абзаце первом части 6 статьи 17 законопроекта содержатся ссылки на абзацы третий, четвертый и пятый части 4 данной статьи.

Необходимо отметить, что часть 4 статьи 17 законопроекта структурно разделена на пункты, в связи с чем вышеуказанные отсылочные нормы необходимо доработать.

Пунктом 2 части 1 статьи 41 законопроекта предусмотрено следующее:

«Правительству Донецкой Народной Республики в течение 6 месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона обеспечить приведение нормативных правовых актов другими органами исполнительной власти Донецкой Народной Республики в соответствие с настоящим Законом, принятие ими нормативных правовых актов, предусмотренных настоящим Законом».

В то же время частью 2 статьи 41 законопроекта установлено, что «республиканскому органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики, а также нормативному правовому регулированию в сфере промышленности и торговли, в течение 8 месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом, принять свои нормативные правовые акты, предусмотренные настоящим Законом».

С учетом того, что Правительство обязано в течение 6 месяцев обеспечить приведение нормативных правовых актов органов исполнительной власти, в том числе и республиканского органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, а также нормативному правовому регулированию в сфере промышленности и торговли, предоставление срока в 8 месяцев указанному республиканскому органу исполнительной власти противоречит пункту 2 части 1 статьи 41 законопроекта.

На основании изложенного предлагаем часть 2 статьи 41 законопроекта доработать.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 42 законопроекта «нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4, 5, 6, 8, 9, 10, 22, 23, 24 части 10 настоящей статьи, –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч российских рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч российских рублей; на физических лиц-предпринимателей – от двадцати тысяч до тридцати тысяч российских рублей».

Данная норма основана на положениях части 1 статьи 14.43 «Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Обращаем внимание на то, что действие части 1 статьи 14.43 КоАП РФ не распространяется на нарушения законодательства о донорстве крови и ее компонентов, правил карантина животных, других ветеринарно-санитарных правил и т.д.

Кроме того, в отличии от части 1 статьи 14.43 КоАП РФ в рассматриваемом пункте не предусмотрена ответственность юридических лиц.

Данное замечание применимо и к иным пунктам части 10 статьи 42 законопроекта.

Следует указать и на то, что в части 10 статьи 42 законопроекта в отличие от статьи 14.43 КоАП РФ не указывается, что следует понимать под «подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями», что может негативно отразиться на практике применения рассматриваемой нормы.

Таким образом, часть 10 статьи 42 законопроекта нуждается в доработке.

На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект с учетом вышеуказанных замечаний и предложений.