Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в некоторые Законы Донецкой Народной Республики, регулирующие отношения в сфере здравоохранения» № 456-Д

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен и проанализирован проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в некоторые Законы Донецкой Народной Республики, регулирующие отношения в сфере здравоохранения» (далее – законопроект).
Верховный Суд Донецкой Народной Республики, в целом поддерживая инициативу разработчика, направленную на устранение расхождений в нормативных правовых актах, регулирующих одни и те же общественные отношения в сфере здравоохранения, в части применения терминов «медицинская деятельность» и «медицинская практика», обращает внимание на следующее.
Исходя из анализа положений законопроекта можно прийти к выводу, что разработчик предлагает внести изменения относительно замены термина «медицинская практика» на «медицинская деятельность» в отдельные законодательные акты Донецкой Народной Республики, при этом им не учитываются положения пункта 31 части 3 статьи 10 Закона Донецкой Народной Республики от 27.02.2015 № 18-IHC «О лицензировании отдельных видов хозяйственной деятельности», которым предусмотрено, что лицензированию подлежит такой вид хозяйственной деятельности как медицинская практика.
Также разработчиком не учитываются положения части 1 статьи 51, пункта 2 части 5 статьи 64, части 1 статьи 84 Закона Донецкой Народной Республики от 24.04.2015 № 42-IНС «О здравоохранении» (далее – Закон № 42-IНС), пункта 3 части 1 статьи 16 Закона Донецкой Народной Республики от 04.09.2015 № 88-IHC «О противодействии распространению болезней, обусловленных вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), и правовой и социальной защите людей, живущих с ВИЧ», в которых используются конструкции «хозяйственная деятельность по медицинской практике», «медицинская практика».
Данная ситуация в дальнейшем приведет к разрозненному регулированию отношений в сфере здравоохранения, к коллизиям, возникающим при применении законодательства в указанной сфере, а также потребует принятия отдельного законодательного акта для урегулирования данных противоречий. Кроме того, отсутствие указанных положений в законопроекте не позволит в полной мере реализовать его цель, направленную на устранение расхождений в части применения терминов в сфере здравоохранения.
В связи с этим предлагаем:
- законопроект дополнить статьёй следующего содержания:
«В пункте 31 части 3 статьи 10 Закона Донецкой Народной Республики от 27 февраля 2015 года № 18-IHC «О лицензировании отдельных видов хозяйственной деятельности» (опубликован на официальном сайте Народного Совета Донецкой Народной Республики 17 марта 2015 года) слова «медицинская практика» заменить словами «медицинская деятельность»;
- статью 2 законопроекта после пункта 3 дополнить пунктами 4, 5 с последующим изменением нумерации следующего содержания:
«4) в части 1 статьи 51 слова «хозяйственную деятельность по медицинской практике» заменить словами «медицинскую деятельность»;
5) в пункте 2 части 5 статьи 64 слова «медицинскую практику» заменить словами «медицинскую деятельность»;
- статью 2 законопроекта после пункта 4 дополнить пунктом следующего содержания:
«в части 1 статьи 84 слова «медицинской и фармацевтической практики» заменить словами «медицинской и фармацевтической деятельности»;
- статью 4 законопроекта дополнить пунктом 3 следующего содержания:
«3) в пункте 3 части 1 статьи 16 слова «медицинской практике» заменить словами «медицинской деятельности».
Подпунктом «а» пункта 1 статьи 2 законопроекта предлагается часть 5 статьи 2 Закона № 42-IНС изложить в следующей редакции: «медицинская деятельность – медицинская практика, иная осуществляемая в медицинских целях профессиональная деятельность, связанная с обращением донорской крови и/или её компонентов, а также деятельность банков пуповинной крови, иных тканей и клеток человека на основании лицензии».
Подпунктом «д» пункта 1 статьи 2 законопроекта предлагается статью 2 Закона № 42-IНС дополнить частью 32 следующего содержания: «медицинская практика – профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий, профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и/или тканей в медицинских целях на основании лицензии».
Необходимо отметить, что термины «медицинская практика» и «медицинская деятельность» фактически являются синонимами. Наличие расхождений в законодательстве Донецкой Народной Республики в части применения данных терминов объясняется тем, что ранее принятые законы Донецкой Народной Республики основаны как на положениях законодательства Российской Федерации, так и на положениях законодательства Украины. Так, российский законодатель оперирует понятием «медицинская деятельность», которое закреплено в пункте 10 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 323-ФЗ). В свою очередь украинский законодатель использует термины «хозяйственная деятельность по медицинской практике» «медицинская практика», закрепленные в Лицензионных условиях осуществления хозяйственной деятельности по медицинской практике, утвержденных Приказом Министерства охраны здоровья Украины от 02.02.2011 № 49.
Кроме того, разработчик в подпункте «а» пункта 1 статьи 2 законопроекта сам определяет медицинскую деятельность через понятие «медицинская практика», а подпункт «д» пункта 1 статьи 2 законопроекта, закрепляющий понятие «медицинская практика», фактически дублирует действующую редакцию части 5 статьи 2 Закона № 42-IНС.
Немаловажным также будет указать, что действующая редакция части 5 статьи 2 Закона № 42-IНС в полной мере соответствует пункту 10 статьи 2 Закона № 323-ФЗ, в связи с чем изложение части 5 статьи 2 Закона № 42-IНС в редакции подпункта «а» пункта 1 статьи 2 законопроекта является нецелесообразным.
С учётом вышеизложенного предлагаем подпункты «а», «д» пункта 1 статьи 2 законопроекта исключить.
Кроме того, анализ положений законопроекта выявил нарушения пунктов 65, 66, 96 Правил юридико-технического оформления законопроектов, утверждённых Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19.02.2016 № I-494П-НС, в связи с чем предлагаем законопроект привести в соответствие с требованиями указанного нормативного правового акта.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики предлагает доработать данный законопроект с учётом указанных замечаний и предложений.