Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 1217-КД

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – законопроект).

В соответствии с пояснительной запиской законопроект направлен на упорядочивание системы лицензирования на территории Донецкой Народной Республики, исключение возможности применения множества правовых норм, регламентирующих процедуры лицензирования, а также его гармонизацию с законодательством Российской Федерации в сфере лицензирования.

Анализ положений законопроекта свидетельствует о том, что правовой основой для его разработки послужил Федеральный закон Российской Федерации от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – ФЗ № 99), что соответствует избранному Донецкой Народной Республикой курсу на гармонизацию собственного законодательства с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 3 части 1 статьи 5 законопроекта предусмотрено, что к полномочиям Правительства Донецкой Народной Республики в области лицензирования относится «утверждение порядка предоставления документов по вопросам лицензирования в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования».

В свою очередь, в Российской Федерации (пункт 3 части 1 статьи 5 ФЗ № 99) для реализации вышеуказанного полномочия используются не только информационно-телекоммуникационные сети общего пользования, но и единый портал государственных и муниципальных услуг.

Обращаем внимание на то, что создание и функционирование единого портала государственных и муниципальных услуг предусмотрено проектом закона Донецкой Народной Республики «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» № 1190-Д, в связи с чем предлагаем пунктом 3 части 1 статьи 5 законопроекта дополнить конструкцией «, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг».

В соответствии с предложением вторым части 3 статьи 9 законопроекта «размер такой платы, порядок ее взимания, случаи и порядок возврата устанавливаются органом, определяющим государственную политику в сфере лицензирования».

Необходимо отметить, что согласно части 3 статьи 56 Конституции Донецкой Народной Республики «Глава Донецкой Народной Республики в соответствии с Конституцией Донецкой Народной Республики и законами Донецкой Народной Республики определяет основные направления внутренней и внешней политики государства».

В связи с этим предлагаем в предложении втором части 3 статьи 9 законопроекта слово «определяющим» заменить на «реализующим».

Абзацем первым части 3 статьи 12 законопроекта предусмотрено следующее: «к заявлению о предоставлении лицензии прилагаются…».

Вместе с тем, абзацем первым части 3 статьи 13 ФЗ № 99, на положениях которой основана часть 3 статьи 12 законопроекта, установлено, что «к заявлению о предоставлении лицензии прилагаются в случае, если это предусмотрено положением о лицензировании конкретного вида деятельности».

Таким образом, законодатель РФ предусматривает предоставление дополнительных документов и сведений только в случае, если такие документы или сведения требуется предоставлять согласно положению о конкретном виде лицензирования.

В связи с этим, а также с учетом избранного Донецкой Народной Республикой курса на гармонизацию собственного законодательства с законодательством Российской Федерации, предлагаем абзац первый части 3 статьи 12 законопроекта доработать в указанной части.

Следует указать и на то, что в законопроекте не учтены положения Федерального закона Российской Федерации от 11.06.2021 № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 170), которым вносятся изменения в ФЗ № 99.

Так, в частности, ФЗ № 99 дополняется статьями 19.1 «Оценка соответствия соискателя лицензии или лицензиата лицензионным требованиям», 19.2 «Государственный контроль (надзор) за соблюдением лицензиатом лицензионных требований», 19.3 «Периодическое подтверждение соответствия лицензиата лицензионным требованиям», а также вносятся иные изменения.

Вышеуказанные изменения направлены на приведение положений ФЗ № 99 в соответствие с положениями Федерального закона Российской Федерации от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 248) и систематизацию действующего отраслевого законодательства, предусматривающего осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением лицензионных требований.

Необходимо указать и на то, что в Народном Совете Донецкой Народной Республики зарегистрирован проект закона № 1189-КД «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Донецкой Народной Республике», основанный на положениях ФЗ № 248.

Следовательно, в случае принятия проекта № 1189-КД, положения законопроекта без внесения изменений, аналогичных закрепленным ФЗ № 170, будут не согласованы с проектом № 1189-КД, что может негативно отразиться на практике.

С учетом изложенного предлагаем положения законопроекта доработать в указанной части.

На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект с учетом указанных замечаний и предложений.