Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «О приватизации государственного и муниципального имущества» № 1214-КД

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее – законопроект).

В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту его основной целью является «законодательное регулирование имущественных отношений в области приватизации государственного и муниципального имущества».

В настоящем заключении рассмотрены наиболее существенные недостатки законопроекта, позволяющие сделать выводы о его общем качестве, в связи с чем считаем необходимым высказать следующие замечания и предложения.

Анализ положений законопроекта свидетельствует о том, что концепция рассматриваемого проекта нормативного правового акта основана на положениях Федерального закона Российской Федерации от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее – ФЗ № 178), что соответствует избранному Донецкой Народной Республикой курсу на гармонизацию собственного законодательства с законодательством Российской Федерации.

Статьей 4 законопроекта закрепляется следующее:

«1. Законодательство Донецкой Народной Республики о приватизации состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики.

2. Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики о приватизации».

В свою очередь, в аналогичной норме ФЗ № 178 (статья 4), помимо указанного, предусмотрено, что «нормы о приватизации государственного и муниципального имущества, содержащиеся в других федеральных законах, не должны противоречить настоящему Федеральному закону».

Учитывая изложенное, для формирования единого подхода в решении вопроса о приватизации государственного и муниципального имущества, предлагаем статью 4 законопроекта дополнить вышеуказанными положениями.

В части 1 статьи 5 законопроекта предусмотрен перечень физических и юридических лиц, которые не могут быть покупателями государственного и муниципального имущества.

В свою очередь, помимо указанного, в аналогичной части 1 статьи 5 ФЗ № 178 также выделяют «юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), и которые не осуществляют раскрытие и предоставление информации о своих выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах и контролирующих лицах в порядке, установленном Правительством Российской Федерации».

В связи с этим адаптировать в законопроекте положения части 1 статьи 5 ФЗ № 178 с учетом реалий Донецкой Народной Республики.

В соответствии с абзацем вторым части 2 статьи 9 законопроекта «отчет о результатах приватизации государственного имущества за прошедший год подлежит размещению на официальном сайте в сети Интернет одновременно с представлением в Народный Совет Донецкой Народной Республики».

Анализ вышеуказанных положений не позволяет прийти к выводу о каком официальном сайте идет речь.

Таким образом, абзац второй части 2 статьи 9 законопроекта противоречит части 1 статьи 25 Закона Донецкой Народной Республики от 07.08.2015 № 72-IНС «О нормативных правовых актах» (далее – Закон № 72-IHC), согласно которой, текст нормативного правового акта должен исключать различное толкование нормы.

С учетом изложенного абзац второй части 2 статьи 9 законопроекта нуждается в доработке.

Пункт 1 части 4 статьи 30 законопроекта закрепляет, что условия инвестиционных обязательств определяются в отношении объектов электросетевого хозяйства утвержденной в соответствии с положениями закона, регулирующего отношения в сфере электроэнергетики, инвестиционной программой субъекта электроэнергетики.

Обращаем внимание, что указанным законом является Закон Донецкой Народной Республики от 17.04.2015 № 45-IHC «Об электроэнергетике» (далее – Закон № 45-IHC), в связи с чем представляется целесообразным в части 14 статьи 17 законопроекта указать конкретную ссылку на Закон № 45-IHC.

Аналогичное замечание применимо и к части 12 статьи 30 законопроекта.

В абзаце четвертом части 11 статьи 30 законопроекта предусмотрено, что «контроль за исполнением условий эксплуатационных обязательств в отношении указанного в части 1 настоящей статьи имущества осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления».

В части 3 статьи 34 законопроекта используется конструкция «в соответствии с указанным законом», однако остается непонятным, какой именно закон подразумевался разработчиком, так как в тексте данной части содержится упоминание «настоящего Закона» и «закона, регулирующего отношения в сфере контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, и дополнительным требованиям к операторам электронных площадок и функционированию электронных площадок».

В связи с этим в части 3 статьи 34 законопроекта необходимо конкретизировать конструкцию «в соответствии с указанным законом».

На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект с учетом указанных замечаний и предложений.