В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее – законопроект).
В соответствии с пояснительной запиской основной целью законопроекта является усовершенствование земельного законодательства, а также урегулирование правоотношений в сфере перевода земель или земельных участков из одной категории в другую.
Анализ положений законопроекта свидетельствует о том, что правовой основой для его разработки послужил Федеральный закон Российской Федерации от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее – ФЗ № 172), что соответствует избранному Донецкой Народной Республикой курсу на гармонизацию собственного законодательства с законодательством Российской Федерации.
Статьей 1 законопроекта предусмотрено, что правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Донецкой Народной Республики, настоящим Законом, иными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики.
Кроме того, в части 2 статьи 7 содержится ссылка на «часть 2 статьи 140 Земельного кодекса Донецкой Народной Республики».
Необходимо отметить, что Земельный кодекс Донецкой Народной Республики до настоящего времени не принят, в связи с чем рассматривать и принимать законопроект необходимо одновременно с проектом закона Донецкой Народной Республики № 755-КД «Земельный кодекс Донецкой Народной Республики», который находится в работе Комитета Народного Совета Донецкой Народной Республики по сельскому хозяйству и земельным ресурсам.
Далее в предложении втором части 5 статьи 2 законопроекта при изложении отсылочной нормы пропущено слово «пунктами», в связи с чем предлагаем устранить указанную ошибку.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 7 законопроекта «перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных с размещением промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов, за исключением размещения на землях, указанных в части 2 настоящей статьи».
Необходимо отметить, что в Российской Федерации административно-территориальное деление на муниципальные районы и городские округа исходит из Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и градостроительного законодательства, которые до настоящего времени не приняты в Донецкой Народной Республике.
В свою очередь, согласно части 2 статьи 54 Конституции Донецкой Народной Республики «административно-территориальными единицами Донецкой Народной Республики являются районы и города республиканского значения».
Аналогичное замечание в полной мере применимо и к части 2 статьи 7 законопроекта.
Следовательно, пункт 4 части 1 и часть 2 статьи 7 законопроекта не соответствуют действующим реалиям законодательного поля Донецкой Народной Республики и нуждаются в доработке.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект с учетом указанных замечаний и предложений.