В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О жилищных накопительных кооперативах» (далее – законопроект).
В соответствии с пояснительной запиской законопроект разработан в целях формирования нормативной правовой базы Донецкой Народной Республики, определяющей правовые, экономические и организационные основы деятельности жилищных накопительных кооперативов по привлечению и использованию денежных средств граждан – своих членов на приобретение или строительство жилых помещений на территории Донецкой Народной Республики.
Анализ положений законопроекта свидетельствует о том, что правовой основой для его разработки послужил Федеральный закон Российской Федерации от 30.12.2004 № 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах» (далее – ФЗ № 215), что соответствует избранному Донецкой Народной Республикой курсу на гармонизацию собственного законодательства с законодательством Российской Федерации.
В настоящем заключении рассмотрены наиболее существенные недостатки законопроекта, позволяющие сделать выводы о его общем качестве, в связи с чем считаем необходимым высказать следующие замечания и предложения.
По тексту законопроекта используется сокращённое наименование Центрального Республиканского Банка Донецкой Народной Республики – «Банк Донецкой Народной Республики».
В то же время в Законе Донецкой Народной Республики от 26.04.2019 № 32-IIНС «О Центральном Республиканском Банке Донецкой Народной Республики» (далее – Закон № 32-IIНС) наименование банка сокращено иным образом – «Центральный Республиканский Банк». Таким образом, в целях единообразного применения терминологии в законодательстве Донецкой Народной Республики предлагаем в законопроекте сокращение наименования «Центральный Республиканский Банк Донецкой Народной Республики» привести в соответствие с Законом № 32-IIНС.
На основании изложенного предлагаем доработать положения законопроекта с учётом указанного замечания.
Частью 7 статьи 3 законопроекта установлено, что «кооператив в установленном порядке вправе открывать счета в банках, находящихся на территории Донецкой Народной Республики».
Следует отметить, что до настоящего времени в Донецкой Народной Республике не принят Закон «О банках и банковской деятельности» и Центральный Республиканский Банк Донецкой Народной Республики является единственным банком, осуществляющим деятельность на территории Донецкой Народной Республики.
На основании изложенного часть 7 статьи 3 законопроекта необходимо доработать.
Статья 53 законопроекта устанавливает основные положения об аудиторской проверке ведения бухгалтерского учёта и бухгалтерской (финансовой) отчётности кооператива.
Обращаем внимание на то, что детальная регламентация отношений в сфере аудиторской деятельности должна быть урегулирована специальным законом об аудиторской деятельности, который до настоящего времени в Донецкой Народной Республике остаётся непринятым.
Следует отметить, что в Народный Совет Донецкой Народной Республики, одновременно с рассматриваемым законопроектом, был внесён проект Закона Донецкой Народной Республики «Об аудиторской деятельности» № 1207-КД, предполагающий регулирование соответствующей сферы общественных отношений.
Поскольку в тексте законопроекта содержатся ссылки на законодательство, регулируемое проектом Закона № 1207-КД, можно прийти к выводу о взаимосвязи между указанными законопроектами и, следовательно, о необходимости их совместного рассмотрения и принятия.
В случае невозможности одновременного рассмотрения и принятия законопроектов, для статьи 53 законопроекта необходимо предусмотреть отлагательный срок введения в действие.
В соответствии с частью 3 статьи 47 законопроекта «жилое помещение, приобретаемое или строящееся кооперативом, может передаваться в залог (ипотеку) только для обеспечения требований по обязательству о возврате кредита либо целевого займа на приобретение или строительство этого жилого помещения».
Следует отметить, что в Донецкой Народной Республике не принят закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)», и, как следствие, указанная норма не может быть реализована на практике.
С учётом изложенного часть 3 статьи 47 законопроекта следует доработать в указанном аспекте.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект с учётом указанных замечаний и предложений.