В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Донецкой Народной Республике» (далее – законопроект).
В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту его основной целью является «формирование нормативной правовой базы Донецкой Народной Республики, определяющей правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности потребительских обществ и их союзов, составляющих потребительскую кооперацию Донецкой Народной Республики».
Анализ положений законопроекта свидетельствует о том, что концепция рассматриваемого проекта нормативного правового акта основана на положениях закона Российской Федерации от 19.06.1992 № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» (далее – Закон № 3085-1).
Следовательно, законопроект соответствует избранному Донецкой Народной Республикой курсу на гармонизацию собственного законодательства с законодательством Российской Федерации.
В настоящем заключении рассмотрены наиболее существенные недостатки законопроекта, позволяющие сделать выводы о его общем качестве, в связи с чем считаем необходимым высказать следующие замечания и предложения.
Пунктом 4 статьи 1 законопроекта предусмотрено следующее:
«районный союз потребительских обществ – союз потребительских обществ района, созданный потребительскими обществами для координации их деятельности, обеспечения защиты имущественных и иных прав потребительских обществ и их членов, представления их интересов в государственных органах и органах местного самоуправления, а также для оказания потребительским обществам правовых, информационных и иных услуг. Решения органов управления союза по вопросам, определенным в уставе данного союза, обязательны для потребительских обществ, являющихся его членами».
В то же время, пункт 5 статьи 1 законопроекта содержит определение понятия «районный, городской союз потребительских обществ», которое отличается по содержанию.
Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 25 Закона Донецкой Народной Республики от 07.08.2015 № 72-IНС «О нормативных правовых актах» (далее – Закон № 72-IНС) в тексте нормативного правового акта не допускается употребление в одном и том же смысле разных понятий (терминов).
На основании изложенного предлагаем в пункте 5 статьи 1 законопроекта слово «районный» исключить.
В части 2 статьи 3 и пункте 10 статьи 5 законопроекта используется слово «акты», которое не соответствует терминологическому аппарату, закрепленному в Законе № 72-IНС.
Так, Закон № 72-IНС оперирует понятием «нормативный правовой акт».
В связи с этим предлагаем в части 2 статьи 3 и пункте 10 статьи 5 законопроекта слово «акты» заменить конструкцией «нормативные правовые акты».
Кроме того, в тексте законопроекта нарушены требования пункта 53 Правил юридико-технического оформления законопроектов, утверждённых Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19.02.2016 № I-494П-НС, в связи с чем предлагаем законопроект привести в соответствие с предписаниями указанного нормативного правового акта.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект с учетом указанных замечаний и предложений.