Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «О кредитной кооперации» № 1201-Д

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О кредитной кооперации» 1201-Д (далее – законопроект).

В соответствии с пояснительной запиской основной целью законопроекта является определение правовых, экономических и организационных основ создания и деятельности кредитных потребительских кооперативов различных видов и уровней, союзов (ассоциаций) и иных объединений кредитных потребительских кооперативов. Основной задачей кредитных кооперативов ставится финансовое обеспечение членов кооператива, прежде всего предоставление займов на принципах взаимопомощи и взаимовыгоды.

Пунктом 2 части 3 статьи 1 законопроекта предусмотрено, что «кредитный потребительский кооператив (далее – кредитный кооператив) – основанное на членстве добровольное объединение физических и (или) юридических лиц по территориальному, профессиональному и (или) социальному принципам, за исключением случая, установленного частью 3 статьи 34 настоящего Закона, в целях удовлетворения финансовых потребностей членов кредитного кооператива (пайщиков)».

Обращаем внимание, что статья 34 законопроекта состоит из одного абзаца, а особенности создания отдельных видов кооперативов закреплены в части 3 статьи 35 законопроекта.

На основании изложенного предлагаем пункт 2 части 3 статьи 1 законопроекта доработать.

Статья 5 законопроекта предусматривает, что «кредитные кооперативы обязаны в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Донецкой Народной Республики, представлять хотя бы в одно бюро кредитных историй, включенное в государственный реестр бюро кредитных историй, имеющуюся у них информацию, необходимую для формирования кредитных историй членов кредитного кооператива (пайщиков), которым предоставлены займы».

Положения данной статьи основаны на положениях статьи 4.1 «Отношения между кредитными кооперативами и бюро кредитных историй» Федерального закона Российской Федерации от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» (далее – ФЗ № 190).

В то же время для реализации статьи 4.1 в Российской Федерации принят Федеральный закон от 30.12.2004 № 218-ФЗ «О кредитных историях».

Необходимо отметить, что в Донецкой Народной Республике аналогичный закон отсутствует, в связи с чем реализация требований статьи 5 законопроекта будет невозможна на практике до принятия вышеуказанного закона.

В связи с этим предлагаем положения статьи 5 законопроекта доработать в указанной части.

Частью 2 статьи 6 законопроекта, положения которой основаны на положениях части 2 статьи 5 ФЗ № 190, закрепляются функции Центрального Республиканского Банка Донецкой Народной Республики в отношении кредитных кооперативов.

Вместе с тем частью 2 статьи 6 законопроекта в отличие от ФЗ № 190 не предусмотрена такая функция, как ведение государственного реестра кредитных кооперативов на основе сведений, полученных от уполномоченного органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, и от саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих кредитные кооперативы.

С учетом избранного Донецкой Народной Республикой курса на гармонизацию собственного законодательства с законодательством Российской Федерации предлагаем часть 2 статьи 6 законопроекта доработать в указанной части.

Аналогичное замечание в части необходимости приведения положений законопроекта в соответствие с положениями законодательства Российской Федерации применимо и к статье 7 «Обеспечение финансовой устойчивости кредитного кооператива», которой, в отличие от ФЗ № 190 не предусмотрено, что «кредитные кооперативы вправе привлекать средства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, кредитных организаций и иных юридических лиц» (часть 6 статьи 6).

Статья 9 законопроекта закрепляет особенности создания и государственной регистрации кредитного кооператива.

В свою очередь, данной статьей не установлены требования к территориальному принципу объединения членов кредитного кооператива, тогда как согласно пункту 2 части 3 статьи 1 законопроекта данный принцип является одним из основных для кредитного кооператива.

Учитывая изложенное предлагаем статью 9 законопроекта доработать.

Подпунктом «а» пункта 3 части 1 статьи 15 законопроекта предусмотрено, что член кредитного кооператива (пайщик) имеет право инициировать созыв общего собрания членов кредитного кооператива (пайщиков) в порядке, определенном статьей 19 законопроекта.

Необходимо отметить, что порядок проведения общего собрания членов кредитного кооператива (пайщиков) закрепляется в статье 20 законопроекта, в связи с чем предлагаем в подпункте «а» пункта 3 части 1 статьи 15 законопроекта цифру «19» заменить на «20».

Статьей 32 законопроекта регулируются особенности привлечения денежных средств физических лиц – членов кредитного кооператива (пайщиков).

Вместе с тем данной статьей не установлено, что кредитный кооператив обязан предоставить физическому лицу, имеющему намерение заключить с кредитным кооперативом договор передачи личных сбережений, достоверную информацию о таком договоре, в том числе о его условиях и рисках, связанных с его исполнением, а также каким нормативным правовым актом устанавливаются минимальные (стандартные) требования к объему и содержанию предоставляемой информации.

Следует указать на то, что данные положения закреплены в ФЗ № 190, в связи с чем предлагаем статью 32 законопроекта доработать в указанной части.

Предложением первым части 9 статьи 35 законопроекта установлено, что «средства кредитного кооператива второго уровня могут быть использованы для предоставления займов его членам, осуществления своих организационно-хозяйственных расходов, размещены на депозитных счетах в кредитных организациях, направлены на приобретение государственных и муниципальных ценных бумаг или на приобретение долей в уставном капитале либо акций кредитных организаций с учетом положений статьи 6 настоящего Закона».

Обращаем внимание на то, что вопросы обеспечения финансовой устойчивости кредитного кооператива закреплены в статье 7 законопроекта, в связи с чем предлагаем в предложении первом части 9 статьи 35 законопроекта слова «статьи 6» заменить словами «статьи 7».

Статьей 37 законопроекта устанавливается обязанность кредитного кооператива вступить в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую кредитные кооперативы, в порядке, предусмотренном законодательством Донецкой Народной Республики.

Вместе с тем на сегодняшний день в Донецкой Народной Республике отсутствует законодательное регулирование вопросов деятельности саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, в связи с чем представляется невозможным реализация на практике положений статьи 37 законопроекта без принятия соответствующих нормативных правовых актов.

Аналогичное замечание в полной мере применимо и к статье 38, части 3 статьи 39 законопроекта.

В связи с этим предлагаем статьи 37, 38, часть 3 статьи 39 законопроекта доработать в указанной части.

На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект с учетом вышеуказанных замечаний и предложений.