Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» № 1198-КД

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» (далее – законопроект).

В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту его основной целью является «обеспечение государственной и общественной защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, объектом инвестирования которых являются эмиссионные ценные бумаги, а также определение порядка выплаты компенсаций и предоставления иных форм возмещения ущерба инвесторам – физическим лицам, причиненного противоправными действиями эмитентов и других участников рынка ценных бумаг на рынке ценных бумаг».

В настоящем заключении рассмотрены наиболее существенные недостатки законопроекта, позволяющие сделать выводы о его общем качестве, в связи с чем считаем необходимым высказать следующие замечания и предложения.

Анализ положений законопроекта свидетельствует о том, что концепция рассматриваемого проекта нормативного правового акта основана на положениях Федерального закона Российской Федерации от 05.03.1999 № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» (далее – ФЗ № 46), что соответствует избранному Донецкой Народной Республикой курсу на гармонизацию собственного законодательства с законодательством Российской Федерации.

Стоит отметить, что разработчик в пояснительной записке к законопроекту указывает «о наличии в рассматриваемом проекте закона положений, которые не могут быть надлежащим образом реализованы непосредственно без принятия соответствующих законов».

Таким образом, законопроект целесообразно рассматривать совместно с проектами законов «О рынке ценных бумаг» и «Об инвестиционных фондах».

В свою очередь, проект закона «О рынке ценных бумаг» № 1184-КД заключительными и переходными положениями устанавливает мораторий (отсрочка или приостановление действия) на применение его норм.

Мораторий не распространяется только на акционерные общества, созданные в результате реорганизации трансграничных концернов, путём их преобразования в непубличные акционерные общества.

Вследствие чего, из-за моратория существует обоснованное сомнение, что положения законопроекта смогут быть реализованы в полной мере, даже в случае принятия всех взаимосвязанных проектов законов.

Частью 3 статьи 6 законопроекта предусмотрено, что «профессиональный участник при приобретении у него ценных бумаг инвестором либо при приобретении им ценных бумаг по поручению инвестора обязан по требованию инвестора помимо информации, состав которой определен законами и иными нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики, предоставить следующую информацию:

1) сведения о ценах, по которым эти ценные бумаги покупались и продавались этим профессиональным участником в течение шести недель, предшествовавших дате предъявления инвестором требования о предоставлении информации, либо сведения о том, что такие операции не проводились;

2) сведения о кредитных рейтингах, присвоенных кредитным рейтинговым агентством или иностранным кредитным рейтинговым агентством, осуществляющим в соответствии со своим личным законом рейтинговую деятельность, этим ценным бумагам, эмитенту этих ценных бумаг (в случае присвоения кредитного рейтинга этим ценным бумагам, кредитного рейтинга эмитенту этих ценных бумаг), а также сведения об их подтверждении, пересмотре или отзыве».

В свою очередь, помимо вышеуказанных пунктов, в аналогичной норме российского законодателя (абзацы 1-3 части 3 статьи 6 ФЗ № 46) профессиональный участник по требованию инвестора обязан также предоставить:

«сведения о регистрации выпуска этих ценных бумаг, в том числе регистрационный номер этого выпуска;

сведения, содержащиеся в решении о выпуске этих ценных бумаг и проспекте этих ценных бумаг;

сведения о ценах этих ценных бумаг на организованных торгах в течение шести недель, предшествовавших дате предъявления инвестором требования о предоставлении информации, если эти ценные бумаги включены в котировальный список биржи, либо сведения об отсутствии этих ценных бумаг в котировальных списках бирж».

Обращаем внимание на то, отсутствие данных структурных единиц в законопроекте и отклонение от курса на гармонизацию с законодательством Российской Федерации не разъясняется разработчиком в пояснительной записке.

Таким образом, предлагаем часть 3 статьи 6 законопроекта доработать.

На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики рекомендует учесть вышеуказанные замечания и предложения.