Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «О саморегулируемых организациях» № 1193-Д

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О саморегулируемых организациях» (далее – законопроект).

В соответствии с пояснительной запиской законопроект направлен на реализацию единой государственной экономической политики по защите интересов субъектов предпринимательской деятельности, усилению их ответственности перед потребителями производимых товаров (работ, услуг) и снижению бюджетных затрат, связанных с государственным регулированием и контролем деятельности участников саморегулируемых организаций.

Анализ положений законопроекта свидетельствует о том, что правовой основой для его разработки послужил Федеральный закон Российской Федерации от 01.12.2007 №  315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (далее – ФЗ № 315), что соответствует избранному Донецкой Народной Республикой курсу на гармонизацию собственного законодательства с законодательством Российской Федерации.

В настоящем заключении рассмотрены наиболее существенные недостатки законопроекта, позволяющие сделать выводы о его общем качестве, в связи с чем считаем необходимым высказать следующие замечания и предложения.

Следует отметить, что в подпунктах «а», «б», «в» пункта 2 части 3 статьи 8 законопроекта используется конструкция «идентификационный номер плательщика налогов», которая не соответствует понятийно-терминологическому аппарату Закона Донецкой Народной Республики от 25.12.2015 № 99-IHC «О налоговой системе». Так, в указанном Законе содержится термин «регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика».

В свою очередь, согласно части 1 статьи 28 Закона Донецкой Народной Республики от 07.08.2015 № 72-IHC «О нормативных правовых актах» используемые в нормативных правовых актах понятия и термины применяются единообразно в соответствии с их значением, исключающем возможность различного толкования.

С учетом изложенного предлагаем в подпунктах «а», «б», «в» пункта 2 части 3 статьи 8 законопроекта слова «идентификационный номер налогоплательщика» заменить конструкцией «регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика».

Части 7-9 статьи 14 законопроекта затрагивают вопросы инвестиционной деятельности саморегулируемых организаций, реализация которых невозможна без специального закона, который до настоящего времени в Донецкой Народной Республике не принят. Следовательно, предлагаем для частей 7-9 статьи 14 законопроекта установить отлагательный срок введения в действие со дня вступления в силу закона, определяющего правовые и экономические основы инвестиционной деятельности.

Часть 10 статьи 14 законопроекта устанавливает, что «в государственные ценные бумаги Донецкой Народной Республики должно быть инвестировано не менее десяти процентов средств компенсационного фонда».

Необходимо отметить, что частью 2 статьи 70 Закона Донецкой Народной Республики от 28.06.2019 № 46-IIHC«Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в Донецкой Народной Республике» предусмотрено, что «процедура эмиссии государственных ценных бумаг регулируется законом».

Вместе с тем указанная норма вступает в силу с 01.01.2025 года.

Кроме того, в Донецкой Народной Республике не принят закон, регулирующий процедуру эмиссии государственных ценных бумаг, в отличие от Российской Федерации, где указанная сфера деятельности регламентирована Бюджетным кодексом.

На основании вышеизложенного часть 10 статьи 14 законопроекта нуждается в доработке.

Частью 1статьи 24 законопроекта предусмотрено, что «государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций (далее – государственный надзор) осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти (далее – органы государственного надзора) в порядке, установленном законом, регулирующим отношения в сфере организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и физических лиц-предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, настоящим Законом и законами, регулирующими соответствующий вид профессиональной или предпринимательской деятельности».

Учитывая, что в Донецкой Народной Республике не принят вышеуказанный закон, вступление в силу статьи 24 законопроекта необходимо отложить до дня вступления в силу закона, регулирующего отношения в сфере организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и физических лиц-предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

В соответствии с частью 6 статьи 15 законопроекта «законами, уставом некоммерческой организации или иными установленными ею требованиями может быть предусмотрено возложение на саморегулируемую организацию или ее работников дополнительных ограничений, направленных на устранение обстоятельств, влекущих за собой возникновение конфликта интересов, установленного 9 настоящего Закона, угрозу неправомерного использования работниками саморегулируемой организации ставшей известной им в силу служебного положения информации о деятельности членов саморегулируемой организации».

Обращаем внимание, что в указанной статье при оформлении отсылочной нормы пропущено слово «статья». Аналогичное замечание касается и отсылочных норм, предусмотренных в частях 10, 11 статьи 21, части 3 статьи 22 законопроекта.

Исходя их вышеизложенного часть 6 статьи 15, части 10, 11 статьи 21, часть 3 статьи 22 законопроекта нуждаются в доработке.

На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект с учётом указанных замечаний и предложений.