Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» № 1190-Д

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» 1190-Д (далее – законопроект).

В соответствии с пояснительной запиской основной целью законопроекта является повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций, предусматривающих взаимодействие с гражданами или организациями, а также повышение эффективности и результативности деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Необходимо указать на то, что реализация положений законопроекта приведет к увеличению финансовой нагрузки на Республиканский бюджет Донецкой Народной Республики, поскольку потребует создания многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг и различных электронных реестров, в связи с чем данный законопроект требует предварительного согласования с Правительством Донецкой Народной Республики.

Далее по тексту законопроекта используются конструкции «региональные порталы государственных и муниципальных услуг», «региональные системы межведомственного электронного взаимодействия», «региональная государственная информационная система».

Указанные конструкции соответствуют положениям Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», однако следует акцентировать внимание на следующем.

Российская Федерация является государством с федеративным устройством и большой территорией, в связи с чем создание и функционирование региональных систем и порталов является необходимым для организации оперативного взаимодействия и оказания услуг.

В свою очередь, Донецкая Народная Республика является унитарным государством с меньшей по масштабам территорией, в связи с чем возникает вопрос о целесообразности создания региональных порталов и систем взаимодействия.

На основании изложенного предлагаем положения законопроекта доработать в указанной  части.

Частью 3 статьи 1 законопроекта предусмотрено, что «действие настоящего Закона, за исключением главы 5 и статьи 33 настоящего Закона, распространяется на отношения, возникающие в связи с предоставлением государственным унитарным предприятием «Почта Донбасса» государственных услуг в установленной сфере деятельности».

Обращаем внимание на то, что статья 33 законопроекта закрепляет особенности вступления в силу данного законопроекта, тогда как вопросы, возникающие в связи с предоставлением услуг, закреплены в статье 34 «Обеспечение реализации положений настоящего Закона».

С учетом изложенного предлагаем положения части 3 статьи 1 законопроекта изложить в статье 33.

В пункте 3 части 1 статьи 6 законопроекта дана ссылка на часть 14 статьи 8 законопроекта, которая должна содержать перечень документов, которые не предоставляются в органы, предоставляющие государственные или муниципальные услуги.

Необходимо отметить, что указанный перечень закреплен в части 12 статьи 8 законопроекта.

Данное замечание в полной мере применимо и к пункту 1 части 2 статьи 6, пункту 2 части 1 статьи 8 законопроекта.

В связи с этим предлагаем пункт 3 части 1, пункт 1 части 2 статьи 6, пункт 2 части 1 статьи 8 законопроекта доработать в указанной части.

В части 14 статьи 17 законопроекта используется конструкция «законом, регулирующим  правоотношения, связанные с реализацией гражданином Донецкой Народной Республики закрепленного за ним Конституцией Донецкой Народной Республики права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливаемым порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами».

Обращаем внимание на что, что указанном законом является Закон Донецкой Народной Республики от 20.02.2015 № 13-ΙНС «Об обращениях граждан» (далее – Закон № 13-ΙНС), в связи с чем представляется целесообразным в части 14 статьи 17 законопроекта дать конкретную ссылку на указанный Закон.

Частью 3 статьи 33 законопроекта предусмотрено, что «положения части 17, 18 статьи 8, части 1 статьи 10, пункт 12 части 2 статьи 24, части 2 статьи 27 настоящего Закона, регламентирующие предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме посредством идентификации и аутентификации физических лиц вводятся в действие со дня вступления в силу закона, регулирующего правоотношения в сфере применения информационных технологий в целях идентификации физических лиц».

Акцентируем внимание на то, что отношения, возникающие при применении информационных технологий, регулируются Законом Донецкой Народной Республики от 07.08.2015 № 71-ΙНС «Об информации и информационных технологиях» (далее – Закон № 71-ΙНС).

Соответственно, положения части 17, 18 статьи 8, части 1 статьи 10, пункт 12 части 2 статьи 24, части 2 статьи 27 законопроекта должны будут применяться с момента вступления в силу законопроекта.

Вместе с тем положения Закона № 71-ΙНС в отличие от Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» не содержат положений о применении информационных технологий в целях идентификации физических лиц.

Все вышеуказанное приведет к невозможности должной реализации положений законопроекта, в связи с чем часть 3 статьи 33 законопроекта необходимо доработать.

Аналогичное замечание применимо и к части 5 статьи 33 законопроекта, поскольку в Донецкой Народной Республике принят Закон № 13-ΙНС.

Части 8-11 статьи 33 законопроекта приостанавливают действие статей 1, 2, 9-11, 13-15, 20, 21, 24, 25, 27-29, 32 законопроекта до момента введения в эксплуатацию соответствующих реестров и информационных систем. Указанное свидетельствует о том, что положения данного законопроекта фактически будет невозможно применить на практике в связи с отсутствием соответствующей технической и материальной базы, в связи с чем возникает вопрос о своевременности принятия данного законопроекта.

На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики рекомендует учесть вышеуказанные замечания и предложения.