Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «Об акционерных обществах» № 1185-Д

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «Об акционерных обществах» № 1185-Д (далее – законопроект).

В соответствии с пояснительной запиской основной целью законопроекта является «закрепление на законодательном уровне порядка создания, реорганизации, ликвидации, правового положения акционерных обществ, прав и обязанностей их акционеров, а также обеспечения защиты прав и интересов акционеров».

В настоящем заключении рассмотрены наиболее существенные недостатки законопроекта, позволяющие сделать выводы о его общем качестве, в связи с чем считаем необходимым высказать следующие замечания и предложения.

Частью 4 статьи 3 законопроекта предусмотрено, что «Донецкая Народная Республика не несет ответственности по обязательствам общества, равно как и общество не отвечает по обязательствам Донецкой Народной Республики».

В свою очередь, частью 4 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 26.12.1995№ 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – ФЗ № 208), на положениях которой основана рассматриваемая статья, определено следующее: «Государство и его органы не несут ответственности по обязательствам общества, равно как и общество не отвечает по обязательствам государства и его органов».

Таким образом, предлагаемая редакция части 4 статьи 3 законопроекта не в полной мере охватывает субъектов, которые не несут ответственность по обязательствам акционерного общества. Кроме того, учитывая курс Донецкой Народной Республики на гармонизацию собственного законодательства с законодательством Российской Федерации, предлагаем часть 4 статьи 3 законопроекта доработать.

Часть 1 статьи 17 законопроекта оперирует понятием «субъект естественной монополии», содержание которого не раскрыто. Данный подход противоречит требованиям части 2 статьи 28 Закона Донецкой Народной Республики от 07.08.2015 № 72-ΙНС «О нормативных правовых актах».

Таким образом, предлагаем в законопроекте раскрыть определение понятия «субъект естественной монополии».

Далее в положениях законопроекта используется термин «передаточный акт», однако, в отличие от положений ФЗ № 208, не применяется термин «разделительный баланс», который употребляется наравне с понятием «передаточный акт» в зависимости от вида реорганизации акционерного общества. В связи с этим предлагаем положения законопроекта доработать в указанной части.

Абзац второй части 1 статьи 20 ФЗ № 208определяет, что «общество по единогласному решению всех акционеров вправе преобразоваться в некоммерческое партнерство». Указанная норма не нашла своего отражения в части 1 статьи 23 законопроекта.

Кроме того, пункт 3 части 3 статьи 20 ФЗ № 208, которым предусмотрено, что «общее собрание акционеров реорганизуемого в форме преобразования общества по вопросу о реорганизации общества в форме преобразования принимает решение о реорганизации, которое должно содержать порядок определения состава имущества или стоимости имущества, которое при выходе или исключении из некоммерческого партнерства его члена либо при ликвидации некоммерческого партнерства вправе получить его член, являвшийся акционером общества, преобразованного в это некоммерческое партнерство» также не отражен в положениях законопроекта, а именно в пункте 3 части 3 статьи 23 законопроекта.

Учитывая курс на гармонизацию собственного законодательства с законодательством Российской Федерации, предлагаем часть 1, пункт 3 части 3 статьи 23 законопроекта доработать в указанной части.

Часть 6 статьи 25 законопроекта определяет, что «выплаты кредиторам ликвидируемого общества денежных сумм производятся ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной Гражданским кодексом Донецкой Народной Республики, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения».

Указанную норму целесообразно дополнить ссылкой на конкретную статью Гражданского кодекса Донецкой Народной Республики, а именно, на статью 72, которой урегулированы вопросы удовлетворения требований кредиторов ликвидируемого юридического лица.

Следует также отметить, что в Народный Совет Донецкой Народной Республики, одновременно с рассматриваемым законопроектом, был внесен проект закона Донецкой Народной Республики «О рынке ценных бумаг» № 1184-КД (далее – проект № 1184-КД), предполагающий регулирование соответствующей сферы общественных отношений.

Поскольку в тексте законопроекта содержатся ссылки на проект закона № 1184-КД, можно прийти к выводу о прямой взаимосвязи между указанными проектами законов и, следовательно, о необходимости их совместного рассмотрения и принятия.

Абзацем вторым части 1 статьи 69 законопроекта предусмотрено, что «в непубличном обществе с числом акционеров - владельцев голосующих акций менее пятидесяти устав общества может предусматривать, что функции совета директоров общества (наблюдательного совета) осуществляет общее собрание акционеров. В этом случае устав непубличного общества должен содержать указание об определенном лице или органе общества, к компетенции которого относится решение вопроса о проведении общего собрания акционеров и об утверждении его повестки дня».

В то же время аналогичная норма статьи 64 ФЗ № 208 не конкретизирует вид акционерного общества (публичное, непубличное). Считаем, что порядок определения функций совета директоров, указанный в абзаце втором части 1 статьи 69 законопроекта, должен касаться как публичных, так и непубличных акционерных обществ и указанную норму следует привести в соответствие с законодательством Российской Федерации.

В связи с этим предлагаем абзац второй части 1 статьи 69 законопроекта доработать в указанном аспекте.

Пунктом 2 части 7 статьи 89 законопроекта установлено, что «положения настоящей главы не применяются при приобретении Центральным Республиканским Банком Донецкой Народной Республики акций по договорам репо в соответствии с законом, регулирующем деятельность Центрального Республиканского Банка Донецкой Народной Республики в данной сфере».

Следует отметить, что законом, регулирующем деятельность Центрального Республиканского Банка Донецкой Народной Республики является Закон Донецкой Народной республики от 26.04.2019 № 32-IIНС «О Центральном Республиканском Банке Донецкой Народной Республики».

Кроме того, действующая редакция вышеуказанного Закона не предусматривает возможность Центрального Республиканского Банка Донецкой Народной Республики осуществлять операции по заключению договоров репо с ценными бумагами. Следовательно, пункт 2 части 7 статьи 89 законопроекта необходимо доработать.

Частью 2 статьи 111 законопроекта предусмотрено, что «часть 4 статьи 1, часть 6 статьи 31 настоящего Закона вступают в силу со дня вступления в силу закона, регулирующего отношения в сфере приватизации государственных и муниципальных предприятий».

Отметим, что указанную норму следует дополнить ссылкой на пункт 13 части 8 статьи 90 законопроекта, который также содержит положения об отношениях в сфере приватизации государственных и муниципальных предприятий.

Согласно части 6 статьи 111 законопроекта «абзац третий части 1 статьи 28 настоящего Закона вступает в силу со дня вступления в силу закона, регулирующего отношения, возникающие при выпуске, учете и обращении цифровых финансовых активов, устанавливающего особенности деятельности оператора информационной системы, оператора обмена цифровых финансовых активов, а также отношения, возникающие при обороте цифровой валюты в Донецкой Народной Республике».

Следует отметить, что положения, касающиеся выпуска акций в виде цифровых финансовых активов, содержатся в частях 6, 7 статьи 14 законопроекта.

Таким образом, часть 6 статьи 111 законопроекта предлагаем дополнить ссылками на части 6, 7 статьи 14 законопроекта.

В абзаце втором части 8 статьи 91 законопроекта дана ссылка на закон, устанавливающий порядок осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, который в данный момент не принят.

В связи с этим предлагаем в заключительных и переходных положениях указать, что абзац второй части 8 статьи 91 вводится в действие со дня вступления в силу закона, регламентирующего порядок осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства.

На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики рекомендует учесть вышеуказанные замечания и предложения.