В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О едином взносе на общеобязательное государственное социальное страхование» (далее – законопроект).
В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту его основной целью является «усовершенствование законодательства Донецкой Народной Республики о сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (далее – единый взнос), а также создание стабильной системы общеобязательного государственного социального страхования».
Вместе с тем необходимо акцентировать внимание на следующем.
Данный законопроект аналогичен Закону Луганской Народной Республики от 28.12.2015 № 78-II «О едином взносе на общеобязательное государственное социальное страхование», который в свою очередь основан на положениях Закона Украины от 08.07.2010 № 2464-VI «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование».
Также необходимо указать на то, что в Российской Федерации аналогичный закон отсутствует, а вопросы, связанные со страхованием, регулируются рядом федеральных законов (Федеральный закон Российской Федерации от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Закон Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации», Федеральный закон Российской Федерации от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и т.д.), а также отдельными положениями Налогового Кодекса Российской Федерации (в частности, положениями главы 8 «Исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов»).
Следовательно, принятие законопроекта приведет к отклонению от избранного Донецкой Народной Республикой курса на гармонизацию собственного законодательства с законодательством Российской Федерации.
Кроме того, в Донецкой Народной Республике действует Временный порядок о сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование на территории Донецкой Народной Республики, утвержденный Постановлением Президиума Совета Министров Донецкой Народной Республики от 18.04.2015 № 6-7, на положениях которого в целом основан законопроект.
Наличие указанного порядка свидетельствует о том, что в Донецкой Народной Республике существует система общеобязательного государственного социального страхования, а его временный порядок указывает на то, что в дальнейшем предполагается отмена данного порядка, в частности, при гармонизации собственного законодательства с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 6 части 1 статьи 1 законопроекта установлено, что «максимальная величина базы начисления единого взноса – максимальная сумма дохода застрахованных лиц, указанных в подпунктах «а», «б» пункта 2 части 1 статьи 3 настоящего Закона, которая равняется двадцати пяти минимальным размерам оплаты труда (далее – МРОТ), на которую начисляется единый взнос».
Подпунктами «а», «б» пункта 2 части 1 статьи 3 законопроекта предусмотрены такие плательщики единого взноса как физические лица – предприниматели, зарегистрированные в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики, которые осуществляют предпринимательскую деятельность на территории Донецкой Народной Республики и являются плательщиками налога на прибыль, а также плательщиками упрощенного налога.
В свою очередь частью 4 статьи 11 законопроекта установлено, что «плательщики, указанные в пункте 2 части 1 настоящей статьи, имеют право добровольно доплатить единый взнос, но не больше суммы единого взноса, исчисленной исходя из максимальной величины базы начисления единого взноса для соответствующего периода, с отображением такой доплаты в отчетности, которая предоставляется в органы доходов и сборов в соответствии с настоящим Законом».
Обращаем внимание, что подпунктами «в»-«е» пункта 2 части 1 статьи 3 законопроекта предусмотрены такие плательщики единого взноса как физические лица – предприниматели, зарегистрированные в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики, избравшие патентную систему налогообложения; являются плательщиками сельскохозяйственного налога; являются плательщиками сбора за осуществление валютно-обменных операций; физические лица, зарегистрированные в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики, осуществляющие независимую профессиональную деятельность (адвокаты, нотариусы, арбитражные управляющие), приравненные к физическим лицам – предпринимателям.
Исходя из анализа вышеуказанного можно прийти к выводу о том, что в случае принятия законопроекта в предложенной редакции плательщикам единого взноса, предусмотренным подпунктами «в»-«е» пункта 2 части 1 статьи 3 законопроекта, будет невозможно исчислять размер базы начисления единого взноса, поскольку размер максимальной величины базы начисления единого взноса будет исчисляться исключительно по сумме доходов плательщиков налога на прибыль и упрощенного налога.
С учетом изложенного предлагаем пункт 6 части 1 статьи 1 законопроекта доработать в указанной части.
Пунктом 1 части 1 статьи 3 законопроекта закрепляется кто в понимании данного проекта является работодателем, а именно:
«а) предприятия, организации, учреждения, другие юридические лица, в том числе бюджетные учреждения, созданные в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики, независимо от форм собственности, вида деятельности и хозяйствования, филиалы иностранных юридических лиц – нерезидентов, которые прошли аккредитацию в Донецкой Народной Республике, филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения юридических лиц, зарегистрированные в Едином государственном реестре юридических лиц и физических лиц – предпринимателей Донецкой Народной Республики без права юридического лица, имеющие отдельный баланс и самостоятельно ведущие расчеты с застрахованными лицами, которые используют труд физических лиц на условиях трудового договора (контракта) или на других условиях, предусмотренных законодательством или гражданско-правовым договором (за исключением гражданско-правового договора, заключенного с физическим лицом – предпринимателем, если выполняемые им работы (предоставляемые услуги) соответствуют виду его предпринимательской деятельности), имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам таким имуществом, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом, ответчиком в суде и осуществляют деятельность на территории Донецкой Народной Республики и за ее пределами;
б) физические лица – предприниматели, зарегистрированные в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики, которые осуществляют предпринимательскую деятельность на территории Донецкой Народной Республики и являются плательщиками налога на прибыль или сельскохозяйственного налога;
в) физические лица – предприниматели, зарегистрированные в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики, которые осуществляют предпринимательскую деятельность на территории Донецкой Народной Республики и являются плательщиками упрощенного налога;
г) физические лица, зарегистрированные в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики, осуществляющие независимую профессиональную деятельность (адвокаты, нотариусы, арбитражные управляющие), приравненные к физическим лицам – предпринимателям;
д) физические лица – предприниматели, зарегистрированные в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики, избравшие патентную систему налогообложения.
е) физические лица – предприниматели, которые осуществляют предпринимательскую деятельность на территории Донецкой Народной Республики и являются плательщиками сбора за осуществление валютно-обменных операций».
В свою очередь, статьей 10 Закона Донецкой Народной Республики от 30.04.2015 № 37-ΙНС «Об основах общеобязательного социального страхования» (далее – Закон № 37-ΙНС) установлено следующее:
«Работодателем в соответствии с настоящим Законом считается:
собственник предприятия, учреждения, организации или уполномоченный им орган независимо от форм собственности, вида деятельности и хозяйствования и физические лица-предприниматели, использующие наемный труд;
владельцы расположенных в Донецкой Народной Республике иностранных предприятий, учреждений и организаций (в том числе международных), филиалов и представительств, которые используют труд наемных работников, если иное не предусмотрено международными договорами Донецкой Народной Республики, согласие на обязательность которых предоставлено Народным Советом Донецкой Народной Республики».
Таким образом, исходя из анализа вышеуказанных положений, можно прийти к выводу о том, что определение понятия «работодатель», закрепленное в проекте закона и Законе № 37-ΙНС не в полной мере согласованы.
Поскольку в соответствии с преамбулой к Закону № 37-ΙНС он определяет принципы и общие правовые, финансовые и организационные основы общеобязательного социального страхования граждан в Донецкой Народной Республике, представляется целесообразным положения пункта 1 части 1 статьи 3 законопроекта привести в соответствие с положениями статьи 10 Закона № 37-ΙНС.
Предложением вторым статьи 6 законопроекта установлено, что «порядок постановки на учет и снятия с учета в соответствующих фондах устанавливается отдельным нормативным правовым актом». Исходя из указанной формулировки, не представляется возможным определить каким именно органом должен приниматься соответствующий нормативный правовой акт и вид такого акта.
С учетом указанного предлагаем предложение второе статьи 6 законопроекта доработать в указанной части.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики рекомендует учесть вышеуказанные замечания и предложения.