Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «О лицензировании отдельных видов хозяйственной деятельности» № 1176-КД

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен законопроект Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «О лицензировании отдельных видов хозяйственной деятельности» (далее – законопроект).

В соответствии с пояснительной запиской законопроект направлен на создание условий для осуществления хозяйственной деятельности в Донецкой Народной Республике, а также позволит предотвратить наступление негативных последствий в социальной и экономической сфере.

В настоящем заключении рассмотрены наиболее существенные недостатки законопроекта, позволяющие сделать выводы о его общем качестве, в связи с чем считаем необходимым высказать следующие замечания и предложения.

Законопроектом предлагается дополнить главу VIЗакона Донецкой Народной Республики от 27 февраля 2015 года № 18-IHC «О лицензировании отдельных видов хозяйственной деятельности» (далее – Закон № 18-IHC) частью 32 следующего содержания: «Субъекты хозяйствования, осуществляющие деятельность, предусмотренную пунктом 38 части 3 статьи 10 настоящего Закона, обязаны в срок до 31 декабря 2022 года оформить лицензию, предусмотренную настоящим Законом. В течение вышеуказанного срока отсутствие лицензии, предусмотренной пунктом 38 части 3 статьи 10 настоящего Закона, не является нарушением требований настоящего Закона.».

Необходимо отметить, что из содержания вышеуказанной структурной единицызаконопроекта следует, что субъекты хозяйствования, осуществляющие деятельность, предусмотренную пунктом 38 части 3 статьи 10 Закона № 18-IHC, до настоящего времени вели хозяйственную деятельность без соответствующей лицензии, поскольку в законопроекте идёт речь именно об оформлении лицензии, а не о продлении срока её действия тем субъектам, у которых он истекает.

Так, согласно части 3 Заключительных положений Закона № 18-IHC «лицензии на осуществление отдельных видов хозяйственной деятельности, выданные в установленном порядке до вступления в силу настоящего Закона, и лицензирование которых предусмотрено настоящим Законом, действуют до 31 декабря 2016 года, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики, которые зарегистрированы в установленном порядке».

Кроме того, лицензионные условия для осуществления деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности утверждены Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики 10 марта 2017 года № 3-16 «Об утверждении срока действия лицензии, платы за выдачу лицензии, перечня документов, прилагаемых к заявлению о выдаче лицензии на осуществление хозяйственной деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности» (далее – Постановление № 3-16).

Таким образом, субъекты хозяйствования могли получать лицензии на осуществление хозяйственной деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности после вступления в силу Постановления № 3-16, а именно со дня официального опубликования – 20 июня 2017 года. Срок действия такой лицензии составляет 5 лет, из чего приходим к выводу, что субъекты хозяйствования, получившие лицензии в 2017 году, могут осуществлять свою деятельность до 2022 года.

Установление законопроектом отлагательного срока получения лицензии приведёт к тому, что в течение года субъекты хозяйствования, осуществляющие хозяйственную деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности будут официально работать без разрешительного документа, что не является безопасным для работников данного предприятии и может привести к негативным последствиям для окружающей среды в случае возникновения чрезвычайной ситуации на опасном производственном объекте.

На основании изложенного можем прийти к выводу о том, что среди субъектов хозяйствования, осуществляющих хозяйственную деятельность, предусмотренную пунктом 38 части 3 статьи 10 Закона № 18-IHC, могут появиться субъекты, которые ранее никогда не получали разрешительных документов для осуществления деятельности. На таких производственных объектах ни разу не проводилась экспертиза состояния охраны труда и промышленной безопасности, не вводились в эксплуатацию опасные производственные объекты и не получены иные необходимые документы.

Установление субъектам хозяйствования срока получения лицензии до 31 декабря 2022 года является противоречащим пункту 38 части 3 статьи 10 Закона № 18-IHC, поскольку такая лицензия должна быть получена ранее. Наличие сложностей в подготовке пакета документов, необходимого для оформления лицензии, в том числе по объективным причинам (отсутствие специалистов соответствующей квалификации), не должно отразиться на безопасности осуществления субъектом хозяйствования деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности.

Следовательно, проблему нецелесообразно решать посредством внесения изменения в Закон № 18-IHC.

Принятие указанного законопроекта может привести к нарушению принципа государственной политики в сфере лицензирования, предусмотренного частью 1 статьи 3 Закона № 18-IHC, а именно: «защита прав, законных интересов, жизни и здоровья граждан, защита окружающей природной среды и обеспечение безопасности государства».

На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики рекомендует учесть вышеуказанные замечания и предложения.