В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» (далее – законопроект).
В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту его основной целью является «предоставление гражданам Донецкой Народной Республики возможности создания благотворительных и добровольческих организаций, а также правовое регулирование деятельности данных организаций и деятельности непосредственно добровольцев (волонтеров)».
В настоящем заключении рассмотрены наиболее существенные недостатки законопроекта, позволяющие сделать выводы о его общем качестве, в связи с чем считаем необходимым высказать следующие замечания и предложения.
Анализ положений законопроекта свидетельствует о том, что правовой основой для его разработки послужил Федеральный закон Российской Федерации от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» (далее – ФЗ № 135), что соответствует избранному Донецкой Народной Республикой курсу на гармонизацию собственного законодательства с законодательством Российской Федерации.
В то же время принятие законопроекта (без принятия иных нормативных правовых актов) не позволит реализовать его положения на практике в полном объеме.
В частности, в Российской Федерации на отношения, возникающие при формировании благотворительной организацией целевого капитала, доверительном управлении имуществом, составляющим целевой капитал, использовании доходов, полученных от доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал, распространяются нормы Федерального закона Российской Федерации от 30.12.2006 № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» (далее – ФЗ № 275). Аналогичный закон в Донецкой Народной Республике до настоящего времени не принят.
Таким образом, представляется необходимым параллельно с рассматриваемым законопроектом осуществлять разработку законопроекта, основанного на положениях ФЗ № 275.
Следует указать и на то, что в Российской Федерации действуют нематериальные преференции для благотворителей.
Так, в целях развития благотворительности в Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2007 № 57 утверждено Положение о присвоении имен благотворителей научным и образовательным учреждениям, учреждениям здравоохранения и культуры, социальной защиты, физической культуры и спорта, находящимся в ведении федеральных органов исполнительной власти, а также закрепленным за указанными учреждениями объектам недвижимого имуществ (далее – Положение).
Данное положение является одной из форм поощрения лиц, имеющих безупречную репутацию, которые своей активной благотворительной деятельностью внесли значительный вклад в развитие российской науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, физической культуры и спорта.
Представляется, что подобный вид поощрения может стимулировать благотворителей к оказанию благотворительной помощи, что, в свою очередь, позволит достигнуть целей, закрепленных в статье 2 законопроекта. В связи с этим следует рассмотреть вопрос о принятии подобного Положения Правительством Донецкой Народной Республики после вступления в силу данного законопроекта.
Частью 1 статьи 2 законопроекта предусмотрены цели благотворительной и добровольческой (волонтёрской) деятельности. Анализируя аналогичную статью ФЗ № 135, можно прийти к выводу о том, что в законопроекте не учтена одна из целей благотворительной и добровольческой (волонтёрской) деятельности – содействие добровольческой (волонтёрской) деятельности.
В связи с этим предлагаем часть 1 статьи 2 законопроекта доработать в указанном аспекте.
В части 1 статьи 3 законопроекта указано, что «законодательство о благотворительной деятельности состоит из соответствующих положений Конституции Донецкой Народной Республики, Гражданского кодекса Донецкой Народной Республики, настоящего Закона, иных законов и нормативных правовых актов».
В свою очередь, в ФЗ № 135 законодательство о благотворительной деятельности ограничено исключительно законами. На основании изложенного целесообразно исключить из части 1 статьи 3 законопроекта конструкцию «иные нормативные правовые акты», чтобы не допускать возможность регулирования указанных правоотношений подзаконными нормативными правовыми актами.
Статьёй 16.1 ФЗ № 135 предусмотрены виды ящиков для сбора пожертвований, закреплены правовые основания установки (требования) и использования стационарных ящиков. Также указано, что порядок извлечения пожертвований из ящика должен устанавливаться Правительством Российской Федерации.
В то же время в законопроекте не предусмотрены положения относительно ящиков по сбору благотворительных пожертвований. Учитывая, что за основу был взят опыт Российской Федерации, предлагаем доработать законопроект в указанном аспекте.
Пункт 2 части 1 статьи 18 законопроекта определяет следующее право добровольца (волонтёра): «осуществлять добровольческую (волонтёрскую) деятельность будучи как зарегистрированным, так и не зарегистрированным в качестве добровольца (волонтёра)».
Вместе с тем ФЗ № 135 не предусматривает возможность добровольца (волонтёра) осуществлять добровольческую (волонтёрскую) деятельность будучи как зарегистрированным, так и не зарегистрированным в качестве добровольца (волонтёра).
Таким образом, статья 18 законопроекта нуждается в доработке.
Часть 2 статьи 20 законопроекта содержит перечень полномочий республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственной политику в сфере молодёжной политики, физической культуры, спорта и туризма, который не является исчерпывающим и допускает расширение полномочий указанного органа иными законами, нормативными правовыми актами Главы Донецкой Народной Республики, Правительства Донецкой Народной Республики.
Необходимо отметить, что аналогичная норма ФЗ № 135 (статья 17.3) содержит исчерпывающий перечень полномочий государственных органов и органов местного управления в сфере благотворительной и добровольческой (волонтёрской) деятельности. В целях гармонизации с законодательством Российской Федерации часть 2 статьи 20 законопроекта необходимо доработать.
В статье 20 законопроекта допущена техническая ошибка в нумерации частей статьи, а именно пропущена часть 3. В связи с этим предлагаем устранить указанную ошибку.
Статья 30 законопроекта содержит ссылку на статью 24 законопроекта, которая должна содержать нормы о единой информационной системе в сфере развития добровольчества (волонтёрства).
В то же время указанные нормы содержатся в статье 22 законопроекта. Таким образом, в статье 30 законопроекта цифру «24» необходимо заменить на «22».
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики рекомендует учесть указанные замечания и предложения.