В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в некоторые законы Донецкой Народной Республики» (далее – законопроект).
В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту его основной целью является «внесение изменений в ряд законов Донецкой Народной Республики, регулирующих правоотношения в сфере деятельности таможенных органов, органов доходов и сборов, государственного регулирования производства и оборота спирта этилового, алкогольной продукции и табачных изделий, регистрации расчетных операций при осуществлении наличных и (или) безналичных расчетов, при внедрении института беспошлинной торговли».
В настоящем заключении рассмотрены наиболее существенные недостатки законопроекта, позволяющие сделать выводы о его общем качестве, в связи с чем считаем необходимым высказать следующие замечания и предложения.
Подпунктами «а»-«г» пункта 6 статьи 1 законопроекта предусмотрено следующее:
«а) в наименовании слова «ввозных таможенных пошлин» заменить словами «таможенных платежей»;
б) в части 1 слова «ввозных таможенных пошлин, налогов» заменить словами «таможенных платежей»;
в) часть 2 после слов «таможенных пошлин» дополнить словами
«и налогов»;
г) часть 3 после слов «таможенных пошлин» дополнить словами
«и налогов».
Обращаем внимание на то, что указанные подпункты не согласованы между собой. Так, часть указанных подпунктов исключает слово «ввозных», тогда как другими подпунктами данное слово не исключается; подпунктом «б» слово «налогов» исключается, тогда как иными подпунктами данное слово дополняется в одних и тех же конструкциях. В связи с этим предлагаем подпункты «а»-«г» пункта 6 статьи 1 законопроекта доработать в указанной части.
Данное замечание применимо и к подпункту «е» пункта 6 статьи 1 законопроекта.
Подпунктом «д» пункта 6 статьи 1 законопроекта предлагается в пункте 2 части 3 статьи 101 Закона Донецкой Народной Республики от 25.04.2016
№ 116-IHC «О таможенном регулировании в Донецкой Народной Республике» (далее – Закон № 116-ΙНС) слова «естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и хранения» заменить словами «противоправных действий третьих лиц, что подтверждается соответствующими документами, выданными уполномоченными государственными органами, в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики».
Вместе с тем разработчиком не аргументируются причины исключения такого основания как естественная убыль.
С учетом указанного подпункт «д» пункта 6 статьи 1 законопроекта нуждается в дополнительном обсуждении.
Аналогичное замечание применимо и к подпункту «а» пункта 9 статьи 1 законопроекта.
Предлагаемой к дополнению статьей 1841 (пункт 13 статьи 1 законопроекта) предусматривается порядок содержания и применения таможенного режима таможенный склад.
Необходимо отметить, что данной статьей не предусмотрены особенности применения таможенного режима таможенный склад в отношении товаров, которые из-за своих больших габаритов или особых условий погрузки, разгрузки и (или) хранения не могут быть размещены на таможенном складе.
На основании изложенного предлагаем положения пункта 13 статьи 1 законопроекта доработать в указанной части.
Следует указать и на то, что предлагаемой к дополнению статьей 1848 «Возникновение и прекращение обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых (помещенных) в таможенный режим таможенного склада, срок их уплаты и исчисление» (пункт 13 статьи 1 законопроекта) в отличие от статьи 162 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, на положениях которой она основана, не предусмотрены случаи возврата (зачета) таможенных пошлин и налогов при завершении действия таможенного режима таможенного склада.
В связи с этим предлагаемая к дополнению статья 1848 нуждается в доработке в указанной части.
Пункт 18 статьи 1 законопроекта предлагается часть 1 статьи 285 Закона № 116-IHC признать утратившей силу.
Так, часть 1 статьи 285 Закона № 116-IHC закрепляет следующее:
«Товары и транспортные средства с момента предъявления таможенному органу и до их выпуска в соответствии с выбранным таможенным режимом могут находиться на временном хранении под таможенным контролем. Такие товары и транспортные средства до завершения таможенного оформления с разрешения соответствующего таможенного органа размещаются на складах временного хранения. Товары и транспортные средства гуманитарной помощи до завершения их таможенного оформления с разрешения соответствующего таможенного органа размещаются на складах организаций – получателей гуманитарной помощи. Таможенный режим относительно указанных товаров и транспортных средств избирается при передаче этих товаров и транспортных средств на временное хранение и не может изменяться их владельцем или уполномоченным им лицом без согласования с соответствующим таможенным органом до истечения срока временного хранения».
Анализ вышеуказанных норм не позволяет прийти к выводу о необходимости признания утратившей силу части 1 статьи 285 Закона 116-IHC, поскольку в данном Законе глава о временном хранении и механизм использования складов временного хранения остается (глава 39).
Пунктом 19 статьи 1 законопроекта предлагается в статье 355 Закона 116-IHC слова «20000,00 (двадцати тысяч)» заменить словами «250 000,00 (двухсот пятидесяти тысяч)».
Таким образом, штраф за нарушение порядка или сроков распоряжения товарами, помещенными в магазине беспошлинной торговли, увеличивается более чем в 10 раз.
Стоит отметить, что подобный размер штрафа не характерен для Закона 116-IHC в целом.
Кроме того, данный подход разработчика никак не разъясняется в пояснительной записке к законопроекту.
Вследствие чего необходимость представленного разработчиком изменения, вызывает обоснованные сомнения.
Пунктом 1 статьи 4 законопроекта предлагается Закон Донецкой Народной Республики от 06.05.2017 № 177-IHC «О регистрации расчетных операций при осуществлении наличных и (или) безналичных расчетов» (далее – Закон 177-IHC) дополнить частью 5 статьи 4, согласно которой:
«Владельцам магазинов беспошлинной торговли, при реализации алкогольной продукции и табачных изделий, запрещается проводить расчетные операции с указанием в одном расчетном документе количества проданных подакцизных товаров, превышающие: 200 сигарет, или 200 табачных изделий, предназначенных для потребления путем нагревания, или 50 сигар (сигарилл), или 250 г табака, или указанные изделия в ассортименте общим весом не более 250 г; 200 мл жидкости для электронных систем доставки никотина; 2 единицы электронных систем доставки никотина, устройств для нагревания табака; 5 л пива или иных алкогольных напитков или 1 единицу алкогольной продукции, разлитую в тару емкостью от 5 л до 20 л.».
В свою очередь, предлагаемая редакция части 2 статьи 301 Закона № 116-ΙНС (пункт 20 статьи 1 законопроекта) закрепляет, что «граждане, которые достигли 18 лет, могут ввозить/вывозить алкогольные напитки и табачные изделия на таможенную территорию Донецкой Народной Республики в ручной клади или сопровождаемом багаже без оплаты таможенных платежей и без письменного декларирования в таких количествах из расчета на одного человека:
1) 200 сигарет, или 200 табачных изделий, предназначенных для потребления путем нагревания, или 50 сигар (сигарилл), или 250 г табака, или указанные изделия в ассортименте общим весом не более 250 г;
2) 200 мл жидкости для электронных систем доставки никотина;
3) 2 единицы электронных систем доставки никотина, устройств для нагревания табака;
4) 3 л пива или иных алкогольных напитков».
Таким образом, внесение изменений в статью 5 Закона 177-IHC является нецелесообразным, так как при необходимости ввоза или вывоза алкогольных напитков и табачных изделий выше допустимого, частью 2 статьи 301 Закона № 116-ΙНС предусмотрено, что лицо может оплатить таможенные платежи и письменно задекларировать товар.
Вследствие вышеуказанного не представляется возможным прийти к выводу о необходимости введения предусмотренных пунктом 1 статьи 4 законопроекта ограничений.
Необходимо отметить, что в тексте законопроекта нарушены требования пункта 94 Правил юридико-технического оформления законопроектов, утверждённых Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19.02.2016 № I-494П-НС. В связи с этим предлагаем законопроект привести в соответствие с предписаниями указанного нормативного правового акта.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики рекомендует учесть вышеуказанные замечания и предложения.