В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц – предпринимателей» (далее – законопроект).
В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту его основной целью является «надлежащее урегулирование отношений, связанных с исключением из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц – предпринимателей, фактически прекративших свою деятельность, а также с прекращением физическим лицом деятельности в качестве предпринимателя в связи с аннулированием документа, подтверждающего право данного лица временно или постоянно проживать в Донецкой Народной Республике, или окончанием срока действия указанного документа».
В настоящем заключении рассмотрены наиболее существенные недостатки законопроекта, позволяющие сделать выводы о его общем качестве, в связи с чем считаем необходимым высказать следующие замечания и предложения.
Пунктом 1 статьи 1 законопроекта предлагается в части 3 статьи 23 Закона Донецкой Народной Республики от 18.12.2020 № 220-IIНС «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц – предпринимателей» (далее – Закон № 220-IIНС) слова «в средствах массовой информации, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица» заменить словами «на официальном сайте регистрирующего органа в сети Интернет».
В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту данные изменения связаны с тем, что «нормы Закона не предполагают публикацию данных о государственной регистрации юридического лица в средствах массовой информации. Данные о государственной регистрации юридического лица размещаются на официальном сайте регистрирующего органа в сети Интернет».
Вместе с тем, согласно части 2 статьи 15 Закона № 220-IIНС «реорганизуемое юридическое лицо после внесения в Единый государственный реестр записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации».
Следовательно, положения Закона № 220-IIНС содержат предписания, предусматривающие публикацию данных о государственной регистрации юридического лица в средствах массовой информации.
Кроме того, Закон № 220-IIНС предусматривает публикацию в средствах массовой информации данных о финансовой и (или) бухгалтерской отчетности в случаях, если законом установлена обязанность по раскрытию такой информации в средствах массовой информации (пункт 14 части 6 статьи 8), о реорганизации (часть 2 статьи 15), завершении процесса ликвидации (часть 2 статьи 24).
Соответственно, логичным является и размещение в средствах массовой информации данных об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц – предпринимателей.
С учетом изложенного предлагаем положения пункта 1 статьи 1 законопроекта доработать в указанной части.
Пунктом 3 статьи 1 законопроекта разработчик предлагает дополнить статью 37 Закона № 220-IIНС частью 9 следующего содержания:
«Положения части 6 статьи 27 настоящего Закона относительно государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве предпринимателя в связи с аннулированием документа, подтверждающего право данного лица временно или постоянно проживать в Донецкой Народной Республике, или окончанием срока действия указанного документа, вводятся в действие со дня ввода в эксплуатацию единой системы межведомственного электронного взаимодействия».
Стоит отметить, что помимо части 6 статьи 27 Закона № 220-IIНС необходимо обратить внимание на пункт 12 часть 2 статьи 5 и часть 11 статьи 27 Закона № 220-IIНС, в которых также поднимаются вопросы, связанные с аннулированием документа, подтверждающего право временного или постоянного проживания в Донецкой Народной Республике.
В связи с предлагаемыми изменениями вышеуказанные нормы в части связанной с аннулированием документа, подтверждающего право временного или постоянного проживания в Донецкой Народной Республике необходимо также как и часть 6 статьи 27 Закона № 220-IIНС вводить в действия со дня ввода в эксплуатацию единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Необходимо доработать законопроект в данном аспекте.
Кроме того, исходя из пояснительной записки к законопроекту остается непонятным каким образом будут регулироваться правоотношения с физическими лицами, подпадающими под действие части 6 статьи 27 Закона № 220-IIНС, до ввода в эксплуатацию единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Считаем целесообразным рассмотреть данный вопрос на заседании Комитета Народного Совета Донецкой Народной Республики по гражданскому и арбитражному законодательству.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики рекомендует учесть вышеуказанные замечания и предложения.