Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «О науке и государственной научно-технической политике» № 1124-КД

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О науке и государственной научно-технической политике» (далее – законопроект).

В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту его основной целью является «урегулирование отношений между субъектами научной, научно-технической политике, органами государственной власти и потребителями научной, научно-технической и инновационной продукции (работ и услуг), в том числе по представлению государственной поддержки инновационной деятельности».

В настоящем заключении рассмотрены наиболее существенные недостатки законопроекта, позволяющие сделать выводы о его общем качестве, в связи с чем считаем необходимым высказать следующие замечания и предложения.

Анализ положений законопроекта свидетельствует о том, что концепция рассматриваемого проекта нормативного правового акта основана на положениях Федерального закона Российской Федерации от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (далее – ФЗ № 127), что соответствует избранному Донецкой Народной Республикой курсу на гармонизацию собственного законодательства с законодательством Российской Федерации.

Обращаем внимание на то, что в ФЗ № 127 внесены изменения Федеральным законом от 30.12.2020 № 517-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ № 517), которые вступают в силу с 01.09.2021.

Указанный Федеральный закон направлен на законодательную регламентацию программ подготовки научных кадров.

Вместе с тем системный анализ законопроекта показал, что изменения, предусмотренные ФЗ № 517, только частично нашли свое отражение в нормах законопроекта.

Таким образом, в целях надлежащей регламентации программ подготовки научных кадров предлагаем полностью заимствовать положения ФЗ № 517 и инициировать внесение изменений в законы Донецкой Народной Республики от 13.02.2015 № 08-IHC «О воинской обязанности и военной службе» и от 19.06.2015 № 55-IHC «Об образовании» (далее – Закон № 55-IHC) относительно закрепления предписаний о программах подготовки научных кадров.

Далее по тексту законопроекта используются конструкции «граждане», «граждане Донецкой Народной Республики».

Необходимо отметить, что в Донецкой Народной Республике до настоящего времени не принят закон о гражданстве, в связи с чем по тексту законопроекта слово «граждане» целесообразно заменить на «физические лица».

Указанная замена будет в полной мере соответствовать Гражданскому кодексу Донецкой Народной Республики, который также оперирует понятием «физическое лицо».

В пункте 7 статьи 2 законопроекта используется конструкция «акт Правительства Донецкой Народной Республики», который не соответствует понятийно-терминологическому аппарату, применяемому в Законе Донецкой Народной Республики от 07.08.2015 № 72-IHC «О нормативных правовых актах». Так, указанным Законом предусмотрен термин «нормативный правовой акт». В связи с этим предлагаем в пункте 7 статьи 2 законопроекта слово «акта» заменить словами «нормативного правового акта».

В пункте 12 статьи 2 законопроекта содержится определение понятия «научная программа», которое не используется далее по тексту законопроекта.

С учетом изложенного предлагаем пункт 12 статьи 2 законопроекта исключить.

Предложением третьим абзаца третьего части 6 статьи 7 законопроекта предусмотрено, что «если номинальная стоимость или увеличение номинальной стоимости доли или акций участника хозяйственного общества в уставном капитале хозяйственного общества либо доли или акций, оплачиваемых вкладом в складочный капитал хозяйственного партнерства, составляет более чем пятьсот российских рублей, такой вклад должен оцениваться независимым оценщиком».

Обращаем внимание на то, что указанные положения (в части суммы вклада) противоречат Закону № 55-IHC.

Так, согласно части 2 статьи 99 Закона № 55-IHC «если номинальная стоимость или увеличение номинальной стоимости доли либо акций участника хозяйственного общества в уставном капитале хозяйственного общества или доли либо акций, оплачиваемых вкладом в складочный капитал хозяйственного партнерства, составляет более чем пятьсот тысяч рублей, такой вклад должен оцениваться независимым оценщиком».

С учетом изложенного предлагаем предложение третье абзаца третьего части 6 статьи 7 законопроекта привести в соответствие с частью 2 статьи 99 Закона № 55-IHC.

Абзацем четвертым части 3 статьи 9 законопроекта предусмотрено, что «за выдачу свидетельства о признании иностранной ученой степени или иностранного ученого звания, дубликата такого свидетельства уплачивается республиканская пошлина в порядке и в размерах, которые установлены законодательством Донецкой Народной Республики».

Необходимо отметить, что в Донецкой Народной Республике особенности установления и уплаты тех или иных налоговых платежей предусмотрены Законом Донецкой Народной Республики от 25.12.2015 № 99-IHC «О налоговой системе» (далее – Закон № 99-IHC), которым не предусмотрены размеры республиканской пошлины за выдачу свидетельства о признании иностранной ученой степени или иностранного ученого звания, дубликата такого свидетельства.

В Российской Федерации размеры государственной пошлины за вышеуказанные действия закреплены в пунктах 49.1 и 50.1 Налогового кодекса Российской Федерации.

Учитывая изложенное необходимо внести изменения в Закон № 99-IHC.

В соответствии с частью 2 статьи 10 законопроекта «подтверждение документов об ученых степенях, ученых званиях путем проставления на них апостиля осуществляется по заявлениям граждан, поданным в письменной форме или в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг».

В свою очередь, вышеуказанная структурная единица не согласована с частью 5 статьи 10 законопроекта, согласно которой, подтверждение документов об ученых степенях, ученых званиях осуществляется по заявлениям граждан, поданным в письменной форме.

В связи с этим части 2 и 5 статьи 10 законопроекта необходимо согласовать между собой в части подтверждения документов об ученых степенях, ученых званиях по заявлениям, поданным в форме электронных документов.

Пунктом 1 части 7 статьи 10 законопроекта предусмотрено, что «республиканский орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственному контролю и надзору в сфере образования и науки осуществляет государственный контроль и надзор за полнотой и качеством осуществления республиканским органом исполнительной власти полномочия по подтверждению документов об ученых степенях, ученых званиях …».

Указанные положения заимствованы из части 7 статьи 6.3 ФЗ № 127.

Вместе с тем в Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования и науки, а именно за Министерством науки и высшего образования, является Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор), которая не создана в Донецкой Народной Республике.

Следовательно, реализация части 7 статьи 10 законопроекта до создания указанного органа, невозможна.

На основании изложенного часть 7 статьи 10 законопроекта нуждается в доработке.

Содержание статьи 15 «Ограничение и лицензирование отдельных видов научной и (или) научно-технической деятельности» законопроекта не соответствует ее наименованию, поскольку не содержит предписаний относительно лицензирования отдельных видов научной и (или) научно-технической деятельности.

В связи с этим статью 15 законопроекта необходимо доработать.

Частью 3 статьи 17 законопроекта предусмотрено, что «формирование и практическое осуществление государственной научно-технической политики гражданского назначения обеспечивает республиканский орган исполнительной власти, на который возложены эти задачи, совместно с республиканскими органами исполнительной власти».

Так, данная структурная единица направлена на формирование и практическое осуществление государственной научно-технической политики гражданского назначения.

В то же время ни статья 17, ни иные нормы законопроекта не регламентируют формирование и практическое осуществление государственной политики поддержки приоритетных направлений оборонной промышленности.

Таким образом, законопроект нуждается в доработке в указанной части.

В соответствии с частью 1 статьи 19 законопроекта «органы государственной власти Донецкой Народной Республики, органы местного самоуправления организуют проведение экспертиз научных и научно-технических программ и проектов, финансируемых за счет средств Республиканского бюджета Донецкой Народной Республики».

Анализ рассматриваемой нормы не позволяет прийти к выводу о том, на каком основании органы местного самоуправления будут организовывать проведение экспертиз научных и научно-технических программ и проектов, финансируемых за счет средств Республиканского бюджета Донецкой Народной Республики если к их ведению относится исполнение только муниципальных расходных обязательств.

Кроме того, в аналогичной статье ФЗ № 127 также не предусмотрены органы местного самоуправления.

Также необходимо отметить, что по части 4 статьи 19 законопроекта именно органы исполнительной власти Донецкой Народной Республики по результатам экспертиз республиканских научных и научно-технических программ информируют органы местного самоуправления и население о них.

Учитывая изложенное предлагаем в части 1 статьи 19 законопроекта конструкцию «, органы местного самоуправления» исключить.

В части 6 статьи 27 законопроекта содержится неверная ссылка на абзац второй части 5 данной статьи, поскольку часть 5 статьи 27 законопроекта состоит из одного абзаца.

Также неверная ссылка на часть 13 статьи 5 законопроекта (в данной статье 12 частей) содержится в части 2 статьи 29.

В связи с этим предлагаем в части 6 статьи 27, части 2 статьи 29 законопроекта привести в соответствие отсылочные нормы.

Согласно части 5 статьи 29 законопроекта часть 6 статьи 5 законопроекта вступает в силу по истечении 6 месяцев со дня его официального опубликования.

Обращаем внимание на то, что часть 6 статьи 5 законопроекта регламентирует, в частности, что присуждение ученой степени кандидата наук, ученой степени доктора наук, присвоение ученого звания подтверждаются соответственно дипломом кандидата наук, дипломом доктора наук, аттестатом о присвоении соответствующего ученого звания.

Вместе с тем аналогичные положения предусмотрены в Законе № 55-IHC, в связи с чем отлагательное действие всей части 6 статьи 5 законопроекта является нецелесообразным.

Следовательно, часть 5 статьи 29 законопроекта нуждается в доработке.

На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики рекомендует учесть вышеуказанные замечания и предложения.