В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «Об административной ответственности за розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции физическими лицами» (далее – законопроект).
В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту его основной целью является «принятие положений, направленных на снижение потребления населением алкогольной продукции, снижение доступности алкогольной продукции путем ограничения (запрета) ее продажи незаконным способом, как одной из мер по реализации государственной политики по профилактике алкоголизма среди населения в Донецкой Народной Республике».
В настоящем заключении рассмотрены наиболее существенные недостатки законопроекта, позволяющие сделать выводы о его общем качестве, в связи с чем считаем необходимым высказать следующие замечания и предложения.
Необходимо отметить, что наименование законопроекта не соответствует его содержанию, поскольку статьями 3, 4 законопроекта вносятся изменения в Уголовный кодекс Донецкой Народной Республики и Закон Донецкой Народной Республики от 23 сентября 2016 года № 149-IHC «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, алкогольной продукции и табачных изделий» (далее – Закон № 149-IHC).
Кроме того, статьи 1 и 2 законопроекта, закрепляющие административную ответственность и порядок рассмотрения дел о незаконной розничной продаже алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции физическими лицами будут действовать, исходя из статьи 5 законопроекта, до вступления в силу Кодекса Донецкой Народной Республики об административных правонарушениях.
Следовательно, со дня вступления в силу Кодекса Донецкой Народной Республики об административных правонарушениях наименование принятого закона не будет соответствовать его содержанию.
Отдельно обращаем внимание на то, что в статье 31 Закона № 149-IHC закреплены составы административных правонарушений, применяемые к субъектам хозяйствования, в связи с чем целесообразно административную ответственность для физических лиц также предусмотреть в Законе № 149-IHC.
Далее, в статье 3 законопроекта нарушена нумерация структурных единиц, а именно после пункта 1 следует подпункт «б». В связи с этим предлагаем привести в соответствие нумерацию структурных единиц статьи 3 законопроекта.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики рекомендует учесть вышеуказанные замечания и предложения.