Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «О коммерческой тайне» № 1120-Д

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О коммерческой тайне» (далее – законопроект).

В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту его основной целью является «создание правовых условий для эффективного функционирования в Донецкой Народной Республике рынка товаров, работ и услуг, а также предупреждение случаев недобросовестной конкуренции».

В настоящем заключении рассмотрены наиболее существенные недостатки законопроекта, позволяющие сделать выводы о его общем качестве, в связи с чем считаем необходимым высказать следующие замечания и предложения.

Анализ положений законопроекта свидетельствует о том, что концепция рассматриваемого проекта нормативного правового акта основана на положениях Федерального закона Российской Федерации от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (далее – ФЗ № 98-ФЗ).

В соответствии с частью 4 статьи 5 законопроекта «на документах, предоставляемых указанным в частях 1 и 3 настоящей статьи органам и содержащих информацию, составляющую коммерческую тайну, должен быть нанесен гриф «Коммерческая тайна» с указанием ее обладателя (для юридических лиц – полное наименование и место нахождения, для физических лиц – предпринимателей - фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося физическим лицом – предпринимателем, и место жительства)».

Далее, согласно части 2 статьи 14 законопроекта «до вступления в силу закона, регулирующего вопросы приобретения и лишения гражданства Донецкой Народной Республики, гражданами Донецкой Народной Республики в понимании настоящего Закона являются лица, имеющие право на получение паспорта гражданина Донецкой Народной Республики в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики».

Необходимо отметить, что в Донецкой Народной Республике множество иностранных граждан зарегистрированы в качестве физических лиц-предпринимателей. Данные лица занимаются мелким бизнесом в сфере торговли.

В свою очередь, некоторые из них не обладают правом на получение паспорта гражданина Донецкой Народной Республики.

Следовательно, по тексту законопроекта слово «граждане» необходимо заменить на «физические лица». Указанная замена будет в полной мере соответствовать Гражданскому кодексу Донецкой Народной Республики, который также оперирует понятием «физическое лицо».

В части 2 статьи 9 законопроекта используется конструкция «муниципальные служащие».

Следует указать, что пункт 3 статьи 7 Закона Донецкой Народной Республики от 15.01.2020 № 91-IIHC «О государственной гражданской службе» закрепляет понятие «служащие органов местного самоуправления».

В связи с этим предлагаем в части 2 статьи 9 законопроекта слова «муниципальные служащие» заменить на «служащие органов местного самоуправления».

Частью 3 статьи 9 законопроекта предусмотрено, что «в случае нарушения конфиденциальности информации должностными лицами органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, государственными и муниципальными служащими указанных органов эти лица несут ответственность в соответствии с законом».

Обращаем внимание на то, что нарушение конфиденциальности информации может повлечь за собой как дисциплинарную, гражданско-правовую или административную ответственность, так и уголовную ответственность, которые регламентированы различными законодательными актами.

Аналогичное замечание в полной мере относится и к части 1 статьи 10 законопроекта.

Учитывая изложенное предлагаем в части 3 статьи 9, части 1 статьи 10 законопроекта слово «законом» заменить на «законами».

В соответствии со статьей 11 законопроекта «невыполнение обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, законных требований органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления о предоставлении им информации, составляющей коммерческую тайну, а равно воспрепятствование получению должностными лицами этих органов указанной информации влечет за собой ответственность в соответствии с законом».

Следует отметить, что указанная норма основана на предписаниях статьи 15 ФЗ № 98-ФЗ.

Вместе с тем статья 15 ФЗ № 98-ФЗ непосредственно связана со статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей ответственность за непредставление сведений (информации).

В свою очередь, действующий на территории Донецкой Народной Республики Кодекс Украины об административных правонарушениях содержит ответственность только за неправомерный сбор, разглашение или использование сведений, являющихся коммерческой тайной (статья 1643).

Таким образом, в случае не закрепления в законопроекте (до принятия Кодекса Донецкой Народной Республики об административных правонарушениях) ответственности за невыполнение обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, законных требований органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления о предоставлении им информации, составляющей коммерческую тайну, а равно воспрепятствование получению должностными лицами этих органов указанной информации, реализация статьи 11 законопроекта невозможна.

На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект и выступает за его обсуждение и принятие с учетом указанных замечаний и предложений.