В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в статью 4 Закона Донецкой Народной Республики «О средствах массовой информации» и статью 18 Закона Донецкой Народной Республики «Об информации и информационных технологиях» (далее – законопроект).
В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту его основной целью является «установление и обеспечение реализации запрета на распространение в средствах массовой информации, а также в сети интернет информации о способах, методах самодельного изготовления взрывчатки и взрывных устройств, огнестрельного оружия, самостоятельного изготовления или переделки его основных частей, восстановления боевых свойств списанного оружия».
В настоящем заключении рассмотрены наиболее существенные недостатки законопроекта, позволяющие сделать выводы о его общем качестве, в связи с чем считаем необходимым высказать следующие замечания и предложения.
Данный законопроект основан на положениях законопроекта Российской Федерации № 1079629-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оружии и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – проект РФ), которым, в частности, вносятся изменения в Закон Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-I «О средствах массовой информации» (далее – Закон № 2124-I) и Федеральный закон Российской Федерации от 27.06.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон № 149-ФЗ).
Вместе с тем следует акцентировать внимание на том, что положения проекта РФ после его принятия в третьем чтении (16.06.2021), в части изменений в Законы № 2124-I, № 149-ФЗ, претерпели ряд изменений.
Так, формулировка «самодельного изготовления взрывчатых веществ и взрывных устройств, огнестрельного оружия, самостоятельного изготовления или переделки его основных частей, восстановления боевых свойств списанного оружия» была заменена на формулировку «незаконного изготовления или переделки оружия, основных частей огнестрельного оружия».
Данные изменения фактически приводят проект РФ в соответствие с положениями Уголовного кодекса Российской Федерации (статья 223 «Незаконное изготовление оружия») и Федерального закона Российской Федерации от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (пункт 9 части 1 статьи 12).
Следует отметить, что положения Уголовного кодекса Донецкой Народной Республики (статья 257) и Закона Донецкой Народной Республики от 27.02.2015 № 18-ΙНС «О лицензировании отдельных видов хозяйственной деятельности» (пункт 6 части 3 статьи 10) в рассматриваемом аспекте соответствуют вышеуказанным положениям законодательства Российской Федерации.
В связи с этим предлагаем изложить положения законопроекта по аналогии с принятым в третьем чтении проектом РФ.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики рекомендует учесть вышеуказанные замечания и предложения.