В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «О содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений» и в статью 58 Закона Донецкой Народной Республики «О здравоохранении» (далее – законопроект).
В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту его основной целью является «регулирование на территории Донецкой Народной Республики правоотношений, связанных с компетенционными полномочиями органов исполнительной власти на издание нормативных правовых актов».
Действующей редакцией части 3 статьи 23 Закона Донецкой Народной Республики от 05.03.2021 № 254-IIНС «О содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений» (далее – Закон № 254-IIНС) предусмотрено, что «подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств – индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин)».
В вышеуказанных целях пунктом 3 статьи 1 законопроекта предлагается часть 3 статьи 23 Закона № 254-IIНС дополнить следующими положениями:
«по нормам, определяемым Правительством Донецкой Народной Республики. В необходимых случаях подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются вещевым довольствием по нормам, определяемым Правительством Донецкой Народной Республики. Порядок обеспечения постельными принадлежностями и вещевым довольствием подозреваемых и обвиняемых определяется республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере юстиции, республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере внутренних дел, республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере государственной безопасности, республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере обороны».
Вместе с тем частью 1 статьи 16 Закона № 254-IIНС закреплено, что
«в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере юстиции, республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере внутренних дел, республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере государственной безопасности, республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере обороны, по согласованию с Генеральным прокурором Донецкой Народной Республики утверждаются правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (далее – Правила внутреннего распорядка)».
В свою очередь частями 2, 3 статьи 16 Закона № 254-IIНС предусмотрено, что вышеуказанными правилами внутреннего распорядка устанавливаются правила поведения подозреваемых и обвиняемых в местах содержания под стражей, перечень и количество продуктов питания, предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, а также порядок материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых (пункт 4 части 3 статьи 16).
Следовательно, вопросы полномочий органов уже урегулированы положениями Закона № 254-IIНС.
Кроме того, действующая редакция части 3 статьи 23 Закона № 254-IIНС в полной мере соответствует законодательному опыту Российской Федерации (часть 3 статьи 23 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ
«О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»).
Отдельно обращаем внимание на то, что в случае принятия решения о необходимости закрепления полномочий относительно материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых за Правительством Донецкой Народной Республики, необходимо также вносить изменения в статью 16 Закона № 254-IIНС.
Аналогичное замечание в полной мере применимо и к подпункту «а» пункта 5, статьи 1 законопроекта.
В связи с этим предлагаем доработать законопроект в указанном аспекте.
Пунктом 4 статьи 1 законопроекта предлагается в пункте «в» пункта 2 части 2 статьи 33 Закона № 254-IIНС слова «государственными исполнителями» заменить словами «судебными приставами», слова «налоговой инспекции» заменить словами «налоговых органов».
Обращаем внимание, что в указанном пункте законопроекта дано неверное наименование структурной единицы статьи 33 Закона № 254-IIНС. Так, согласно предложению третьему части 6 статьи 27 Закона Донецкой Народной Республики от 07.08.2015 № 72-ΙНС «О нормативных правовых актах» «пункты законов обозначаются арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой, подпункты обозначаются строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой».
Таким образом, структурная единица пункта 2 части 2 статьи 33 Закона
№ 254-IIНС, обозначенная буквой с закрывающей круглой скобкой является подпунктом, в связи с чем предлагаем пункт 4 статьи 1 законопроекта доработать в указанной части.
Пунктом 1 статьи 2 законопроекта предлагается наименование статьи 58 «Права лиц, задержанных, отбывающих наказание в виде ограничения свободы, ареста, заключенных под стражу, отбывающих наказание в местах лишения свободы либо административный арест на получение медицинской помощи» Закона Донецкой Народной Республики от 24.04.2015 № 42-IНС
«О здравоохранении» (далее – Закон № 42-IНС) изложить в следующей редакции:
«Статья 58. Права лиц, находящихся в местах содержания под стражей, учреждениях, исполняющих наказания, на получение медицинской помощи».
Согласно пояснительной записке данное изменение связано с тем, что «формулировка «заключенные под стражу» данной статьи не соответствует Закону «О содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений», согласно которого лица не заключаются под стражу, а содержатся под стражей, на основании этого законопроектом предлагается указанные формулировки Закона «О здравоохранении» привести в соответствии со специальным законом, регламентирующим правовое положение лиц, находящихся в местах содержания под стражей».
Вместе с тем пунктом 1 статьи 2 законопроекта вносятся и иные изменения в наименование статьи 58 Закона № 42-IНС, целесообразность которых не представляется возможным определить, поскольку используемая терминология в полной мере соответствует законодательству Донецкой Народной Республики. Кроме того, наименование статьи 58 Закона № 42-IНС основано на наименовании статьи 26 Федерального закона Российской Федерации от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» «Права лиц, задержанных, заключенных под стражу, отбывающих наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, на получение медицинской помощи».
Данное замечание в полной мере применимо и к пункту 2 статьи 2 законопроекта, в связи с чем предлагаем положения пунктов 1, 2 статьи 2 законопроекта доработать в указанной части.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики предлагает учесть указанные замечания и предложения.