Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в статьи 1 и 35 Закона Донецкой Народной Республики «Об оценочной деятельности» № 449-Д

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен и проанализирован проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в статьи 1 и 35 Закона Донецкой Народной Республики «Об оценочной деятельности» (далее – законопроект).
В настоящем заключении рассмотрены наиболее существенные недостатки законопроекта, позволяющие сделать выводы о его общем качестве, в связи с чем считаем необходимым высказать следующие замечания и предложения.
Пунктом 1 статьи 1 законопроекта предлагается статью 1 Закона Донецкой Народной Республики от 10.03.2017 № 161-IНС «Об оценочной деятельности» (далее – Закон № 161-IНС) дополнить частью 2 следующего содержания:
«Особенности регулирования правоотношений, связанных с процессом оценки земель, а также обеспечения проведения оценки земель, устанавливаются законами, нормативными правовыми актами Главы Донецкой Народной Республики и Совета Министров Донецкой Народной Республики, регулирующими осуществление оценочной деятельности в сфере оценки земель в Донецкой Народной Республике».
Согласно пояснительной записки к законопроекту необходимость дополнения статьи 1 Закона № 161-IНС указанными положениями обосновывается тем, что по состоянию на сегодняшний день в Донецкой Народной Республике отсутствует специальный закон, направленный на регулирование отношений, связанных с процессом оценки земель, тогда как принятие данного законопроекта (в частности пункта 1 статьи 1 законопроекта) позволит разработать и утвердить, в соответствии с требованиями Закона № 161-IНС нормативные правовые акты, регулирующие правовые отношения в сфере оценки земель, в том числе, организовать профессиональную подготовку оценщиков экспертной денежной оценки земельных участков (подготовка новых специалистов и повышение квалификационного уровня уже существующих оценщиков), запустить Государственный реестр оценщиков экспертной денежной оценки земельных участков, а также осуществлять лицензирование землеоценочных работ.
Обращаем внимание, что положения, указанные в пункте 1 статьи 1 законопроекта фактически охватываются положениями части 1 статьи 2 Закона № 161-IНС, которой установлено, что «законодательство об оценочной деятельности основывается на Конституции Донецкой Народной Республики и состоит из настоящего Закона, других законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики, регулирующих правоотношения в сфере оценочной деятельности».
С учётом указанного предлагаем пункт 1 статьи 1 законопроекта исключить.
Абзацем третьим пункта 2 статьи 1 законопроекта предлагается часть 3 статьи 35 Закона № 161-IНС дополнить абзацем следующего содержания:
«В случае необходимости Глава Донецкой Народной Республики вправе принять решение о продлении срока действия документов, удостоверяющих право на осуществление оценочной деятельности, срок действия которых истек».
Отметим, что закрепление возможности принятия решения о продлении срока действия документов, удостоверяющих право на осуществление оценочной деятельности, срок действия которых истек, не позволяет определить какие именно основания и обстоятельства будут учитываться при принятии такого решения, что может негативно сказаться на осуществлении оценочной деятельности. На основании изложенного предлагаем абзац третий пункта 2 статьи 1 законопроекта исключить.
Кроме того, анализ положений законопроекта выявил в пункте 2 статьи 1 законопроекта нарушение пункта 106 Правил юридико-технического оформления законопроектов, утверждённых Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19.02.2016 № I-494П-НС, в связи с чем предлагаем законопроект привести в соответствие с требованиями указанного нормативного правового акта.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики предлагает доработать данный законопроект с учётом указанных замечаний и предложений.