Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «О порядке рассмотрения обращений граждан» № 1091-КД

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О порядке рассмотрения обращений граждан» (далее – законопроект).

В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту его основной целью является «усовершенствование законодательного механизма регулирования порядка работы с обращениями граждан».

В настоящем заключении рассмотрены наиболее существенные недостатки законопроекта, позволяющие сделать выводы о его общем качестве, в связи с чем считаем необходимым высказать следующие замечания и предложения.

Законопроект основан на положениях Федерального закона Российской Федерации от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – ФЗ № 59), что соответствует избранному Донецкой Народной Республикой курсу на гармонизацию собственного законодательства с законодательством Российской Федерации.

Частью 4 статьи 1 законопроекта предусмотрено, что «действие настоящего Закона не распространяется на порядок рассмотрения обращений граждан, установленный уголовно-процессуальным, гражданско-процессуальным законодательством, а также других обращений, в отношении которых законодательными актами Донецкой Народной Республики предусмотрен иной порядок рассмотрения».

Обращаем внимание на то, что указанная структурная единица заимствована из статьи 12 Закона Украины  02.10.1996 № 393/96-ВР «Об обращениях граждан», что свидетельствует о попытке компиляции положений законодательства Российской Федерации и Украины.

В связи с этим предлагаем часть 4 статьи 1 законопроекта исключить.

В соответствии со статьей 3 законопроекта «правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируются Конституцией Донецкой Народной Республики, международными договорами Донецкой Народной Республики, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики».

Необходимо отметить, что конструкция «иными нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики» подразумевает регламентирование отношений, связанных с рассмотрением обращений граждан.

Вместе с тем подзаконным нормативным правовым актам, в отличие от законов, характерен более упрощенный порядок принятия, внесения изменений и признания утратившими силу. Кроме того, закон является наиболее стабильным нормативным правовым актом, гарантирующим единообразную и устойчивую модель правового регулирования той или иной сферы правоотношений.

Данной позиции придерживается и российский законодатель, который закрепил в аналогичной норме ФЗ № 59 отсылку именно на федеральный закон и возможность установления нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации положений, направленных на защиту права граждан на обращение, в том числе гарантий права граждан на обращение, дополняющих гарантии, установленные ФЗ № 59.

Учитывая изложенное предлагаем статью 3 законопроекта дополнить словами «, направленными на защиту права граждан на обращение, в том числе устанавливающими гарантии права граждан на обращение, дополняющие гарантии, установленные настоящим Законом».

Далее, согласно части 2 статьи 12 законопроекта «в исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение».

Анализ вышеуказанной нормы не позволяет прийти к выводу о том, что следует подразумевать под исключительными случаями.

Кроме того, не указано допустимое количество раз использования права на продления срока рассмотрения обращения.

Таким образом, оценочных характер рассматриваемой нормы может привести к затягиванию процесса рассмотрения обращений граждан.

С учетом изложенного часть 2 статьи 12 законопроекта нуждается в доработке.

На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект и выступает за его обсуждение и принятие с учетом указанных замечаний и предложений.