В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Уголовный кодекс Донецкой Народной Республики» (далее – законопроект).
В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту его основной целью является конкретизация ответственности в отношении выполнения военнослужащими своего воинского долга.
Пунктом 2 статьи 1 законопроекта предлагается статью 400 «Самовольное оставление части или места службы» Уголовного кодекса Донецкой Народной Республики (далее – УК ДНР) изложить в новой редакции.
Необходимо отметить, что в отличие от действующей редакции статьи 400 УК ДНР, а также статьи 337 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ), на положениях которой основана данная статья, можно прийти к выводу о том, что из данной статьи исключен такой вид наказания как содержание в дисциплинарной воинской части.
Учитывая то, что на сегодняшний день такие воинские части фактически отсутствуют, необходимо отметить, что иные положения УК ДНР содержат такой вид наказания как содержание в дисциплинарной воинской части (статьи 43, 54 УК ДНР и т.д.).
Таким образом, законопроект нуждается в доработке в части согласования положений о возможности либо невозможности применения такого вида наказания как содержание в дисциплинарной воинской части.
Кроме того, согласно УК РФ применение наказания в виде лишения свободы за совершения деяния, предусмотренного частью 1 статьи 337 УК РФ, допускается только в случаях, когда указанное деяния совершенно военнослужащим, отбывающим наказание в дисциплинарной воинской части (часть 2 статьи 337 УК РФ).
Таким образом, предлагаемая форма реализации уголовной ответственности предполагает более тяжкий вид наказания и не в полной мере соответствует курсу на гармонизацию собственного законодательства с законодательством Российской Федерации.
Данное замечание в полной мере применимо и к пункту 4 статьи 1 законопроекта.
В предлагаемой редакции части 2 статьи 400 УК ДНР закрепляется возможность привлечения к уголовной ответственности за самовольное оставление части или места службы, а равно неявку в срок без уважительных причин на службу продолжительностью свыше десяти суток, но не более одного месяца, совершенные военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.
Обращаем внимание, что согласно части 1 статьи 1 Закона Донецкой Народной Республики от 13.02.2015 № 08-IНС «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон № 08-IНС) «воинская обязанность (далее именуется – воинская обязанность) является установленная настоящим Законом в соответствии с Конституцией Донецкой Народной Республики обязанность граждан Донецкой Народной Республики проходить военную службу в воинских формированиях государства, состоять в запасе Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики (далее именуется – Вооруженные Силы) и других воинских формированиях и органах, специальных формирований, а также проходить военную подготовку к защите Донецкой Народной Республики».
В свою очередь частью 2 статьи 2 Закона № 08-IНС установлено, что «прохождение военной службы осуществляется гражданами – по призыву и в добровольном порядке (по контракту)…».
Исходя из анализа указанной части, можно прийти к выводу о том, что прохождение военной службы по контракту является добровольным решением гражданина. Следовательно, такой гражданин фактически вступает в трудовые отношения (с учетом особенностей прохождения военной службы).
Указанное позволяет прийти к выводу о том, что ответственность за нарушение условий контракта, к которым может быть отнесено самовольное оставление части или места службы, а равно неявка в срок без уважительных причин военнослужащих, проходящих военную службу в добровольном порядке, должна закрепляться в контракте военнослужащего (при условии наличия такой ответственности).
В то же время в случае принятия предложенной редакции статьи 400 УК ДНР необходимо акцентировать внимание на следующем.
В соответствии с частью 6 статьи 28 Закона Донецкой Народной Республики от 13.02.2015 № 09-IНС «О статусе военнослужащих» «за совершение преступления военнослужащие несут уголовную ответственность в соответствии с законодательством».
Вместе с тем, лица, заключившие контракт о прохождении военной службы до принятия законопроекта в предложенной редакции, не предупреждались об уголовной ответственности за самовольное оставление части или места службы, а равно неявку в срок без уважительных причин к месту прохождения службы в связи с отсутствием такой ответственности. Соответственно, представляется целесообразным проинформировать таких лиц о наступлении уголовной ответственности за вышеуказанные действия.
Помимо этого, предлагаемым примечанием к статье 400 УК ДНР предусмотрено, что «военнослужащий, проходящий службу по призыву или по контракту, впервые совершивший деяния, предусмотренные настоящей статьей, может быть освобожден от уголовной ответственности, если самовольное оставление части явилось следствием внезапной тяжелой болезни самого военнослужащего или его близких родственников».
В свою очередь, примечанием к статье 337 УК РФ установлено, что «военнослужащий, впервые совершивший деяния, предусмотренные настоящей статьей, может быть освобожден от уголовной ответственности, если самовольное оставление части явилось следствием стечения тяжелых обстоятельств».
Следует отметить, что конструкция «стечение тяжелых обстоятельств» включает внезапную тяжелую болезнь военнослужащего или его близких родственников, однако не ограничивается данными обстоятельствами (в частности, к тяжелым обстоятельствам в Российской Федерации, которые раскрываются в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 03.04.2008 № 3 «О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения военной или альтернативной гражданской службы» относится самовольное оставление части вследствие применения к военнослужащему насилия со стороны сослуживцев или командиров, когда в конкретной ситуации у него отсутствовала возможность иным способом сохранить жизнь или здоровье).
На основании изложенного предлагаем положения пункта 2 статьи 1 законопроекта доработать.
Пунктом 4 статьи 1 законопроекта предлагается статью 412 «Нарушение правил несения боевого дежурства» УК ДНР изложить в новой редакции.
Так, предлагаемой редакцией части 2 статьи 412 предусмотрено, что «то же деяние, совершенное в состоянии алкогольного и (или) наркотического опьянения, – наказывается лишением свободы на срок от пяти до семи лет».
Обращаем внимание, что согласно части 2 статьи 62 УК ДНР совершение преступления в состоянии алкогольного и (или) наркотического опьянения может признаваться судом отягчающим обстоятельством, «в зависимости от характера и степени общественной опасности преступления, обстоятельств его совершения и личности виновного», в связи с чем представляется нецелесообразным закрепление указанных положений отдельной частью статьи 412 УК ДНР.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики предлагает учесть указанные замечания и предложения.