В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «О регистрации расчетных операций при осуществлении наличных и (или) безналичных расчетов» и статью 2 Закона Донецкой Народной Республики «Об основах государственного регулирования торговой деятельности, сферы общественного питания и бытового обслуживания населения» (далее – законопроект).
В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту его основной целью является «усовершенствование правоотношений в сфере организации проведения расчетных операций на территории Донецкой Народной Республики, применения регистраторов расчетных операций, книг учета расчетных операций и расчетных книг, и закрепление норм, обязывающих отдельных субъектов хозяйствования применять регистраторы расчетных операций, а также положений, позволяющих субъектам хозяйствования применять по их выбору как использование регистраторов расчетных операций, так и расчетных книжек и книг учета расчетных операций».
Подпунктом «б» пункта 3 статьи 1 законопроекта предлагается статью 4 Закона Донецкой Народной Республики от 06.05.2017 № 177-IНС «О регистрации расчетных операций при осуществлении наличных и (или) безналичных расчетов» (далее – Закон № 177-IНС) дополнить пунктом 11, предусматривающим, что проводить расчетные операции, как с применением регистраторов расчетных операций, так и с применением расчетных книжек и книг учета расчетных операций по их выбору имеют право субъекты хозяйствования – плательщики упрощенного налога I группы, осуществляющие предпринимательскую деятельность при отсутствии работников, состоящих в трудовых отношениях с таким плательщиком упрощенного налога.
В свою очередь, подпунктом «в» пункта 3 статьи 1 законопроекта предлагается пункт 2 статьи 4 Закона № 177-IНС изложить в новой редакции, закрепив, что проводить расчетные операции, как с применением регистраторов расчетных операций, так и с применением расчетных книжек и книг учета расчетных операций по их выбору имеют правосубъекты хозяйствования – плательщики упрощенного налога I-III групп, за исключением субъектов хозяйствования, осуществляющих торговлю ювелирными изделиями, бытовой и организационной техникой, средствами связи, меховыми изделиями, мебелью, одеждой, обувью, автомобилями и (или) мотоциклами (скутерами).
Обращаем внимание, что предлагаемая редакция пункта 11 и пункта 2 фактически противоречит друг другу по вопросу в каких случаях субъекты хозяйствования – плательщики упрощенного налога I группы вправе проводить расчетные операции, как с применением регистраторов расчетных операций, так и с применением расчетных книжек и книг учета расчетных операций, что негативно отразиться на практике.
С учетом изложенного предлагаем подпункты «б», «в» пункта 3 статьи 1 законопроекта доработать в указанной части.
Пунктом 7 статьи 1 законопроекта предлагается статью 15 Закона № 177-IНС дополнить частью 61 следующего содержания «положения пункта 2 части 1 статьи 4 настоящего Закона действуют до 1 января 2023 года». Таким образом, данное предложение фактически вводит правовую норму временного характера, что противоречит требованиям пункта 92 Правил юридико-технического оформления законопроектов, утвержденных Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19.02.2016 № I-494П-НС, абзацем первым которого закреплено, что «внесение в основной закон правовых норм временного характера не допускается». В связи с этим предлагаем доработать законопроект в указанной части.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект и выступает за его обсуждение и принятие с учетом указанных замечаний и предложений.