В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменения в статью 79 Закона Донецкой Народной Республики «О государственной гражданской службе» (далее – законопроект).
В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту его основной целью является «устранение отрицательного влияния на расходную часть Республиканского бюджета Донецкой Народной Республики».
Так, законопроектом предусмотрено дополнение статьи 79 Закона Донецкой Народной Республики от 15.01.2020 № 91-IIНС «О государственной гражданской службе» (далее – Закон № 91-IIНС) частью 9 следующего содержания:
«9. Приостановить действие части 5 статьи 38, части 4 статьи 40, части 2 статьи 43, части 13 статьи 50, пунктов 1, 6 части 4 статьи 54, пунктов 1, 2 части 2 статьи 55, пункта 11 части 1 статьи 56, пунктов 2 (в части выплаты компенсаций и возмещений) и 4 части 1 статьи 57 настоящего Закона до 1 января 2023 года».
В свою очередь, указанными структурными единицами за государственными гражданскими служащими закрепляется ряд существенных гарантий в аспекте материального обеспечения их деятельности:
- компенсация при расторжении срочного служебного контракта о замещении гражданским служащим должности гражданской службы в порядке ротации;
- компенсация при расторжении служебного контракта по инициативе представителя нанимателя (в случае отсутствия на службе в течение более четырех месяцев подряд в связи с временной нетрудоспособностью, сокращения должностей гражданской службы в государственном органе, упразднения государственного органа);
- компенсация при расторжении служебного контракта вследствие нарушения (не по вине гражданского служащего) обязательных правил при заключении служебного контракта;
- единовременная выплата в размере двух месячных окладов денежного содержания при предоставлении гражданскому служащему ежегодного оплачиваемого отпуска;
- единовременная субсидия на приобретение жилого помещения один раз за весь период гражданской службы;
- ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе;
- единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих;
- оклад за классный чин;
- обеспечение гражданского служащего, назначенного в порядке ротации в государственный орган, расположенный в другой местности в пределах Донецкой Народной Республики, служебным жилым помещением, а при отсутствии по новому месту службы служебного жилого помещения – возмещение гражданскому служащему расходов на наем (поднаем) жилого помещения;
- компенсация за использование личного транспорта в служебных целях и возмещение расходов, связанных с его использованием.
Акцентируем внимание на том, что должное материальное обеспечение государственной гражданской службы является залогом правовой и социальной защищенности гражданских служащих, повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей, укрепления стабильности профессионального состава кадров гражданской службы, а также обеспечивает компенсацию значительного количества запретов и ограничений, связанных с прохождением государственной гражданской службы.
Помимо этого, в качестве обоснования необходимости приостановления действия закрепленных в Законе № 91-IIНС гарантий, разработчиком в пояснительной записке указано следующее:
«… Постановлением Правительства Донецкой Народной Республики от 18 декабря 2020 г. № 84-9 ДСП «Об утверждении Республиканского бюджета Донецкой Народной Республики на 2021 год» не предусмотрены бюджетные ассигнования по возмещению расходов, связанных с осуществлением указанных выплат.
Таким образом, Законом № 91-IIНС установлено гарантирование выплат, которые не предусмотрены Республиканским бюджетом Донецкой Народной Республики на текущий финансовый год».
Вместе с тем остается непонятной причина, по которой приостановление действия гарантий государственным гражданским служащим предлагается осуществить до 2023 года, если проблематика указана только в отношении Республиканского бюджета Донецкой Народной Республики на текущий финансовый год.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики рекомендует учесть вышеуказанное замечание.