Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» № 1082-Д

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» (далее – законопроект).

В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту его основной целью является «предоставление гражданам Донецкой Народной Республики возможности создания благотворительных и добровольческих организаций, а также правовое регулирование деятельности данных организаций и деятельности непосредственно добровольцев (волонтеров)».

Законопроект основан на положениях Федерального закона Российской Федерации от 11.08.1995 № 135 «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» (далее – ФЗ № 135), который определяет полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления, возможные формы поддержки благотворительной деятельности указанными органами, особенности создания и деятельности благотворительных организаций, условия и порядок осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности, государственные гарантии благотворительной деятельности и т.д.

В то же время, принятие законопроекта (без принятия иных нормативных правовых актов) не позволит реализовать его положения на практике в полном объеме.

В частности, в Российской Федерации на отношения, возникающие при формировании благотворительной организацией целевого капитала, доверительном управлении имуществом, составляющим целевой капитал, использовании доходов, полученных от доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал, распространяются нормы Федерального закона Российской Федерации от 30.12.2006 № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» (далее – ФЗ№ 275). Аналогичный закон в Донецкой Народной Республике до настоящего времени не принят.

Таким образом, представляется необходимым параллельно с рассматриваемым законопроектом осуществлять разработку законопроекта, основанного на положениях ФЗ № 275.

Следует указать и на то, что в Российской Федерации действуют нематериальные преференции для благотворителей.

В частности, в целях развития благотворительности в Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2007 № 57 утверждено Положение о присвоении имен благотворителей научным и образовательным учреждениям, учреждениям здравоохранения и культуры, социальной защиты, физической культуры и спорта, находящимся в ведении федеральных органов исполнительной власти, а также закрепленным за указанными учреждениями объектам недвижимого имуществ (далее – Положение).

Данное положение является одной из форм поощрения лиц, имеющих безупречную репутацию, которые своей активной благотворительной деятельностью внесли значительный вклад в развитие российской науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, физической культуры и спорта.

Представляется, что подобный вид поощрения может стимулировать благотворителей к оказанию благотворительной помощи, что, в свою очередь, позволит достигнуть целей, закрепленных в статье 2 законопроекта. В связи с этим следует рассмотреть вопрос о принятии подобного Положения Правительством Донецкой Народной Республики после вступления в силу данного законопроекта.

Пунктом 11 части 1 статьи 2 законопроекта предусмотрено, что «благотворительная и добровольческая (волонтерская) деятельность осуществляется в целях охраны и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения; подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности».

Исходя из анализа указанного пункта, можно прийти к выводу о том, что он фактически содержит две различные цели – охрана и должное содержание зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности.

Аналогичное замечание в полной мере применимо и к пункту 2 части 2 статьи 10 законопроекта

В связи с этим представляется целесообразным положения пункта 11 части 1 статьи 2, пункта 2 части 2 статьи 10 доработать в части изложения отдельными структурными единицами.

Абзацем первым статьи 7 законопроекта закреплена конструкция «федеральными законами», которая характерна для законодательства Российской Федерации, в связи с чем предлагаем слово «федеральными» исключить.

Аналогичное замечание относится и к пункту 1 части 1, пункту 4 части 2 статьи 22 законопроекта, которые содержат конструкция «федеральных органов исполнительной власти».

Статьей 16 «Удостоверение добровольца (волонтера). Условия получения статуса Почетного добровольца (волонтера) Донецкой Народной Республики. Награждение добровольцев (волонтеров) государственными наградами» законопроекта предусмотрены положения, закрепляющие кем утверждается форма удостоверения добровольца (волонтера), статус Почетного добровольца (волонтера) Донецкой Народной Республики, льготы добровольцев (волонтеров), основания присвоения такого статуса и отдельные права добровольцев (волонтеров).

Вместе с тем необходимо акцентировать внимание, что подобное положение в ФЗ № 135, на котором основан законопроект, отсутствует. Кроме того, права добровольцев (волонтеров) закрепляются в статье 20 законопроекта.

Необходимо указать и на то, что положения данной статьи не содержат особенностей награждения добровольцев (волонтеров) государственными наградами, что свидетельствует о несоответствии содержания статьи 16 законопроекта ее наименованию.

Частью 2 статьи 16 законопроекта установлено, что «статус Почетного добровольца (волонтера) Донецкой Народной Республики получают добровольцы (волонтеры), по решению комиссии из поданных заявок от администраций городов и районов Донецкой Народной Республики, министерств и ведомств, либо коллективные прошения о предоставлении данного статуса».

Вместе с тем положения данной статьи не содержат порядка принятия комиссией соответствующего решения. Кроме того, отсутствуют критерии, на основании которых администрации городов и районов Донецкой Народной Республики, министерства и ведомства подают соответствующие заявки, что не позволит должным образом реализовать положения части 2 статьи 16 законопроекта.

На основании изложенного предлагаем статью 16 законопроекта доработать.

Пунктом 1 части 2 статьи 22 законопроекта предусмотрено, что «органы исполнительной власти осуществляют следующие полномочия в сфере добровольчества (волонтерства) …разработка и реализация государственных программ (подпрограмм) Донецкой Народной Республики, содержащих мероприятия, направленные на поддержку добровольчества (волонтерства)».

Обращаем внимание, что Закон Донецкой Народной Республики от 02.01.2015 № 80-IНС «О республиканских программах» (далее – Закон № 80-IНС) не содержит термина «государственная программа», а закрепляет понятие «республиканская программа». Аналогичное замечание относится и к пункту 2 части 3 статьи 22 законопроекта.

В связи с этим предлагаем пункт 1 части 2, пункт 2 части 3 статьи 22 законопроекта привести в соответствие с положениями Закона № 80-IНС.

Также по тексту законопроекта в отсылочных нормах на часть статьи используется слова «пункт» по аналогии с положениями ФЗ № 135. Данный подход противоречит положениям Правил юридико-технического оформления законопроектов, утвержденных Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19 февраля 2016 года № I-494П-НС, в связи с чем предлагаем привести законопроект в соответствие с указанными Правилами.

На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект и выступает за его обсуждение и принятие с учетом указанных замечаний и предложений.