Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «О налоговой системе» № 1081-Д

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «О налоговой системе» (далее – законопроект).

В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту его основной целью является «усовершенствование налогового законодательства Донецкой Народной Республики относительно установления некоторых механизмов администрирования отдельных налогоплательщиков, состоящих на учете в Министерстве доходов и сборов Донецкой Народной Республики в части особенностей определения места подачи отчетности и уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей, критерий отнесения к таким налогоплательщикам».

Подпунктом «в» пункта 1 законопроекта предлагается пункт 9.1 статьи 9 Закона Донецкой Народной Республики от 25 декабря 2015 года № 99-IHC «О налоговой системе» (далее – Закон № 99-IHC) дополнить подпунктом 751 следующего содержания:

«751) реестр отдельных налогоплательщиков – утвержденный республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере налогообложения и таможенного дела, перечень налогоплательщиков, соответствующих критериям отнесения юридических лиц, филиалов юридических лиц – нерезидентов и физических лиц – предпринимателей к налогоплательщикам, подлежащим учету в республиканском органе исполнительной власти, реализующем государственную политику в сфере налогообложения и таможенного дела, утвержденным республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере налогообложения и таможенного дела».

Анализ вышеуказанной структурной единицы не позволяет прийти к выводу о том, какими показателями (суммарный объем полученных доходов за определенный период, численность работников, стоимость активов и т.п.) должно руководствоваться Министерство доходов и сборов Донецкой Народной Республики при определении субъектов хозяйствования, которые будут подлежать учету в данном министерстве.

Обращаем внимание на то, что в Российской Федерации (статьи 83, 346.41 Налогового кодекса Российской Федерации) полномочия по особенностям учета в налоговых органах отдельных налогоплательщиков разделены между Министерством финансов и Федеральной налоговой службой.

В частности, Министерство финансов Российской Федерации вправе определять особенности учета в налоговых органах крупнейших налогоплательщиков, иностранных организаций и налогоплательщиков при выполнении соглашений о разделе продукции, а также крупнейших налогоплательщиков, налогоплательщиков, указанных в пункте 1 статьи 275.2 Налогового кодекса Российской Федерации (организации, владеющие лицензиями на пользование участком недр, в границах которого расположено новое морское месторождение углеводородного сырья либо в границах которого предполагается осуществлять поиск, оценку и (или) разведку нового морского месторождения углеводородного сырья на основании лицензии на пользование недрами одновременно для геологического изучения (поиска, разведки) и добычи полезных ископаемых или для разведки и добычи полезных ископаемых, иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства; операторы нового морского месторождения углеводородного сырья).

В свою очередь, Федеральная налоговая служба Российской Федерации вправе определять особенности учета в налоговых органах организаций, в зависимости от объема поступления налогов (сборов, страховых взносов) и (или) показателей финансово-хозяйственной деятельности (включая суммарный объем полученных доходов, среднесписочную численность работников, стоимость активов), за исключением тех, которые отнесены к Министерству финансов Российской Федерации.

Учитывая изложенное подпункт «в» пункта 1 законопроекта не содержит каких-либо показателей для постановки субъекта хозяйствования на учет именно в Министерстве доходов и сборов, противоречит законодательному опыту Российской Федерации.

Далее, пунктом 28 статьи 1 законопроекта предлагается по тексту Закона № 99-IHC слова «территориальный орган» в соответствующих числе и падеже заменить словами «орган доходов и сборов» в соответствующих числе и падеже.

Так, например, абзацем первым пункта 100.1 статьи 100 Закона № 99-IHC предусмотрено, что «плательщики налога – юридические лица не позднее 31 января текущего года, подают соответствующему территориальному органу доходов и сборов по месту регистрации транспортного средства декларацию на текущий год по установленной форме, с разбивкой годовой суммы равными частями по кварталам».

Обращаем внимание на то, что в случае замены в вышеуказанной структурной единице слов «территориальному органу» в ней будет использоваться некорректная конструкция «органу доходов и сборов доходов и сборов».

Аналогичное замечание в полной мере относится к абзацу третьему пункта 104.10 статьи 104, абзацу первому пункта 135.3 статьи 135 Закона № 99-IHC и т.д.

В связи с этим пункт 28 статьи 1 законопроекта необходимо исключить и вносить изменения в каждую структурную единицу Закона № 99-IHC, содержащую конструкцию «территориальный орган».

На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики рекомендует учесть вышеуказанные замечания и предложения.