Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в статьи 55 и 74 Гражданского кодекса Донецкой Народной Республики» № 1069-Д

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в статьи 55 и 74 Гражданского кодекса Донецкой Народной Республики» (далее – законопроект).

В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту его основной целью является «усовершенствование положений Гражданского кодекса Донецкой Народной Республики, регулирующих государственную регистрацию юридических лиц и физических лиц – предпринимателей в части исключения возможности прекращения недействующих юридических лиц, которые имеют налоговую задолженность, недопущения распространения сведений из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц – предпринимателей в сети Интернет и использование их правоохранительными службами государства Украина, что будет способствовать надлежащему правоприменению норм Закона и Гражданского кодекса Донецкой Народной Республики, а также сохранению финансовой стабильности государства и развитию инвестиционного климата на территории Донецкой Народной Республики».

Частью 1 статьи 74 Гражданского кодекса Донецкой Народной Республики (далее – ГК) предусмотрено следующее:

«Считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц – предпринимателей в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц и физических лиц – предпринимателей, юридическое лицо, которое в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из указанного реестра, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством о налогообложении, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо)».

В свою очередь, пунктом 2 статьи 1 законопроекта предлагается часть 1 статьи 74 ГК после слов «банковскому счету» дополнить словами «и не имеет налоговой задолженности».

В качестве обоснования необходимости внесения подобных изменений разработчиком в пояснительной записке указывается следующее:

«…ввиду отсутствия на сегодняшний день в Донецкой Народной Республике специального закона, устанавливающего основания для признания должника несостоятельным (банкротом) и регулирующего порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов, с 1 апреля 2021 года Министерство доходов и сборов Донецкой Народной Республики будет вынуждено исключать из реестра всех недействующих юридических лиц, в том числе и тех, которые имеют налоговую задолженность. Данное обстоятельство отрицательно скажется на платежной дисциплине и наполнении доходной части Республиканского бюджета Донецкой Народной Республики. Кроме того, в настоящее время существуют предприятия, собственник которого отсутствует, и которые имеют признаки недействующего юридического лица, в связи с чем, Министерство доходов и сборов Донецкой Народной Республики также будет вынуждено исключить такие предприятия из реестра, что негативно отразиться на сбалансированности Республиканского бюджета Донецкой Народной Республики».

При этом, исходя из положений части 2 статьи 23 Закона Донецкой Народной Республики от 18.12.2020 № 220-ІІНС «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц – предпринимателей» (далее – Закон № 220-ІІНС), соблюдение всех условий, упомянутых в части 1 статьи 74 ГК, является основанием для принятия уполномоченным органом решения о предстоящем исключении юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц – предпринимателей.

Комплексный анализ положений части 1 статьи 74 ГК, частей 1, 2 Закона № 220-ІІНС и предложенных законопроектом изменений позволяет сформировать вывод о том, что закрепление в части 1 статьи 74 условия об отсутствии у юридического лица налоговой задолженности приведет к невозможности реализации данной статьи ГК и статьи 23 Закона № 220-ІІНС в целом.

В частности, такой признак недействующего юридического лица как непредставление им в течение последних двенадцати месяцев документов налоговой отчетности (налоговые декларации и т.п.), исходя из своей сущности, уже сам по себе предполагает наличие у юридического лица налоговой задолженности.

Таким образом, принятие законопроекта в предложенной редакции приведет к закреплению в законодательстве Донецкой Народной Республики взаимоисключающих (коллизионных) положений, что не позволит реализовать нормы статьи 74 ГК, статьи 23 Закона № 220-ІІНС и достигнуть целей, поставленных перед законопроектом и разрешить соответствующую проблематику.

На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики предлагает учесть вышеуказанные замечания и предложения.