Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «О патриотическом воспитании» № 1062-Д

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О патриотическом воспитании»(далее – законопроект).

В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту его основной целью является «создание правовых условий для патриотического воспитания граждан, создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу государства, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Донецкой Народной Республики, укрепления чувства сопричастности граждан к истории и культуре Отечества, обеспечения преемственности поколений, воспитания гражданина, любящего свое Отечество, имеющего активную гражданскую позицию».

Необходимо отметить, что законопроект основан на Областном законе Ростовской области от 06.05.2016 № 528-ЗС «О патриотическом воспитании граждан в Ростовской области» (далее – Закон № 528-ЗС), а также положениях, разработанных субъектом права законодательной инициативы самостоятельно.

Пунктами 1 и 2 статьи 2 законопроекта раскрываются следующие определения:

«1) Отечество – Донецкая Народная Республика, родная для человека страна, с её природой, многонациональной общностью людей, принадлежность к которой человек воспринимает, как необходимое условие своего достойного существования и полноценной самореализации;

2) патриотизм – это сознательно и добровольно принимаемое нравственное убеждение, в основе которого лежит любовь к своему Отечеству, его традициям, истории и культурным ценностям; стремление защищать интересы своего Отечества, при котором приоритет общественного и государственного превалирует над личным интересом».

Обращаем внимание на обобщенный (оценочный) характер использованных конструкций в данных понятиях.

В свою очередь, согласно пункту 4 части 2 статьи 25 Закона Донецкой Народной Республики от 07.08.2015 № 72-IНС «О нормативных правовых актах» (далее – Закон № 72-IНС) «в тексте нормативного правового акта не допускается употребление нечетких словосочетаний, обобщенных рассуждений, восклицаний и призывов, образных сравнений, эпитетов, метафор».

Далее стоит отметить, что в законопроекте кроме вышеуказанных определений, используются неоднозначные и двусмысленные термины, такие как «духовно-нравственное воспитание» и «военно-патриотическое воспитание», определения которых законодательно не установлены.

Указанное противоречит части 2 статьи 28 Закона № 72-IНС, согласно которой, «в нормативном правовом акте даются определения вводимых понятий, а также юридических, технических и других специальных терминов. Не допускается употребление устаревших и многозначных слов и выражений, образных сравнений, эпитетов, метафор».

В связи с этим предлагаем положения законопроекта привести в соответствие с требованиями Закона № 72-IНС.

На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект с учётом указанных замечаний и предложений.