В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (далее – законопроект).
В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту его основной целью является «усовершенствование законодательства Донецкой Народной Республикив сфере иммунопрофилактики инфекционных болезней для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения».
Подпунктом «б» пункта 1 статьи 1 законопроекта предлагается пункт 4 части 1 статьи 1 Закона Донецкой Народной Республики от 04.09.2015 № 90-IHC «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (далее – Закон № 90-IHC), содержащий понятие «календарь обязательных профилактических прививок, рекомендованных профилактических прививок и профилактических прививок по эпидемическим показаниям» изложить в новой редакции, предусмотрев термин «календарь обязательных профилактических прививок».
Необходимо отметить, что в действующей редакции пункта 4 части 1 статьи 1 Закона № 90-IHC содержится сокращение вышеуказанного понятия, а именно: «(далее – Календарь прививок)», которое используется в пункте 2 части 3 статьи 5 Закона № 90-IHC.
Учитывая изложенное необходимо также внести изменение в пункт 2 части 3 статьи 5 Закона № 90-IHC.
Далее, подпунктом «б» пункта 3 статьи 1 законопроекта предлагается пункт 6 части 1 статьи 5 Закона № 90-IHC после слов «профилактических прививок» дополнить словами «в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики».
Так, в случае принятия законопроекта в пункте 6 части 1 статьи 5 Закона № 90-IHC будет установлено, что граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют право на «отказ от профилактических прививок в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики».
Следовательно, при буквальном толковании указанной структурной единицы, можно прийти к выводу о том, что законодательством Донецкой Народной Республики будут установлены основания отказа от профилактических прививок. При этом действующая редакция пункта 6 части 1 статьи 5 Закона № 90-IHC и часть 1 статьи 5 Федерального закона Российской Федерации от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (далее – ФЗ № 157) устанавливает право граждан на отказ от профилактических прививок вне зависимости от каких-либо особенностей, установленных законодательством.
Также обращаем внимание на то, что термин «законодательство» включает в себя как законы, так и подзаконные нормативные правовые акты.
В свою очередь, для подзаконных нормативных правовых актов характерен упрощенный по сравнению с законами порядок принятия, внесения изменений и признания утраты силы, что не обеспечит должную защиту прав граждан при осуществлении иммунопрофилактики.
Кроме того, в случае необходимости закрепления особенностей отказа от профилактических прививок, данные предписания должны найти свое отражение в специальном законе, которым является Закон № 90-IHC.
В связи с этим предлагаем подпункт «б» пункта 3 статьи 1 законопроекта исключить.
Подпунктом «б» пункта 3 статьи 1 законопроекта предлагается исключить пункт 4 части 2 статьи 5 Закона № 90-IHC, регламентирующий, что «отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями или их передачи. Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями или их передачи и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается республиканским органом исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере здравоохранения».
В пояснительной записке отсутствует информация относительно причин исключения пункта 4 части 2 статьи 5 Закона № 90-IHC, однако указано, что основой для разработки законопроекта послужили нормы ФЗ № 157.
Следует отметить, что аналогичные предписания содержатся и в части 2 статьи 5 ФЗ № 157, в связи с чем предлагаем подпункт «б» пункта 3 статьи 1 законопроекта исключить.
Кроме того, в законопроекте нарушены требования пункта 86 Правил юридико-технического оформления законопроектов, утвержденных Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19.02.2016 № I-494П-НС.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект и выступает за его обсуждение и принятие с учетом указанных замечаний и предложений.