Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «О зерне» № 1052-КД

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О зерне»(далее – законопроект).

В соответствии с пояснительной запиской целью законопроекта является «определение правовых основ развития зернового комплекса Донецкой Народной Республики, являющегося совокупностью видов сельскохозяйственной и иной деятельности, связанной с производством (выращиванием зерновых культур), перевозкой, хранением, обработкой, переработкой, реализацией и утилизацией зерна и продуктов переработки зерна на внутреннем и внешнем рынках. Проект закона призван заложить правовой фундамент, на основании которого будет осуществляться государственная поддержка производителей зерна».

Анализ положений законопроекта свидетельствует о том, что концепция рассматриваемого проекта нормативного правового акта основана на положениях Закона Российской Федерации от 14.05.1993 № 4973-I «О зерне» (далее – Закон РФ «О зерне») с учетом норм Федерального закона Российской Федерации от 30.12.2020 № 520-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О зерне» и статью 14 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» (далее – ФЗ № 520).

Таким образом, законопроект соответствует избранному Донецкой Народной Республикой курсу на гармонизацию собственного законодательства с законодательством Российской Федерации.

В абзаце втором пункта 1 части 3 статьи 8 законопроекта используется конструкция «идентификационный номер налогоплательщика», которая не соответствует понятийно-терминологическому аппарату Закона Донецкой Народной Республики от 25.12.2015 № 99-IHC «О налоговой системе». Так, в указанном Законе содержится термин «регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика».

В свою очередь, согласно части 1 статьи 28 Закона Донецкой Народной Республики от 07.08.2015 № 72-IHC «О нормативных правовых актах» используемые в нормативных правовых актах понятия и термины применяются единообразно в соответствии с их значением, исключающем возможность различного толкования.

С учетом изложенного предлагаем в абзаце втором пункта 1 части 3 статьи 8 законопроекта слова «идентификационный номер налогоплательщика» заменить конструкцией «регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика».

Часть 11 статьи 8 законопроекта предусматривает, что «информация в Государственную информационную систему прослеживаемости зерна и продуктов переработки зерна представляется товаропроизводителями».

В то же время, исходя из иных положений законопроекта, указанная информация может быть предоставлена и органами государственной власти.

Так, например, в пункте 12 части 3 статьи 8 законопроекта закреплено, что «в Государственной информационной системе прослеживаемости зерна и продуктов переработки зерна содержится документированная информация … о результатах государственного мониторинга зерна, включая сведения об объеме и о качестве зерна, произведенного на территории Донецкой Народной Республики».

Вследствие этого предлагаем часть 11 статьи 8 законопроекта дополнить конструкцией «, органами государственной власти».

Указанное дополнение будет в полной мере соответствовать законодательной практике Российской Федерации (подпункт «в» пункта 9 статьи 1 ФЗ № 520).

Пунктом 1 статьи 19 законопроекта предусмотрено «до 1 января 2025 года … ввести в действие Государственную информационную систему прослеживаемости зерна и продуктов переработки зерна».

Стоит отметить, что разработчиком не обозначен субъект государственно-властных полномочий, на который возлагается исполнение данного пункта, в связи с чем могут возникнуть сложности в его реализации.

Таким образом, в пункте 1 статьи 19 законопроекта необходимо указать субъект государственно-властных полномочий, который будет вводить в действие Государственную информационную систему прослеживаемости зерна и продуктов переработки зерна.

На основании вышеизложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект и выступает за его обсуждение и принятие с учётом указанных замечаний предложений.