В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в статью 1642 Гражданского кодекса Донецкой Народной Республики» (далее – законопроект).
В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту его основной целью является «совершенствование норм Гражданского кодекса и предоставление возможности садоводческим и огородническим некоммерческим товариществам реализовать свои гражданские права».
Пунктом 2 статьи 1 законопроекта предусмотрено дополнение части 5 статьи 1642 Гражданского кодекса Донецкой Народной Республики (далее – ГК) абзацем следующего содержания:
«Садоводческие и огороднические общества, которые были созданы и зарегистрированы до вступления в силу настоящего Кодекса, по решению своих членов могут быть преобразованы в товарищества собственников недвижимости либо потребительские кооперативы. Учредительные документы таких юридических лиц подлежат приведению в соответствие с нормами настоящего Кодекса до 1 июля 2024 года».
В обоснование необходимости закрепления данной нормы разработчиком указано следующее:
«Частью 3 статьи 53 Гражданского кодекса Донецкой Народной Республики (далее – Гражданский кодекс) предусмотрено, что садоводческие и огороднические некоммерческие товарищества являются товариществами собственников недвижимости.
…
В связи с тем, что только 44,4% членов садоводческих обществ оформили права собственности на земельные участки, а огороднические общества не оформляли права собственности вообще, преобразование таких обществ в товарищества собственников недвижимости будет возможным только отдельным садоводческим некоммерческим товариществам. Остальные товарищества будут вынуждены ликвидироваться.
Выходом из сложившейся ситуации может послужить предоставление права выбора садоводческим и огородническим обществам, созданным и зарегистрированным в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики до вступления в силу Гражданского кодекса, по решению своих членов преобразоваться в товарищества собственников недвижимости либо потребительские кооперативы».
Таким образом, целью законопроекта является закрепление альтернативного варианта для преобразования садоводческих и огороднических обществ – преобразование в потребительские кооперативы.
В то же время, использование в предложенной редакции диспозитивной конструкции «могут быть преобразованы» представляется некорректным, так как само преобразование представляется обязательным и продиктовано требованиями ГК. Кроме того, в предложенной редакции не указан срок, в который необходимо осуществить преобразование (срок указан только в отношении учредительных документов).
В связи с этим предлагаем пункт 2 статьи 1 законопроекта доработать в указанной части.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики предлагает учесть указанные замечания и предложения.