В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен и проанализирован проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «О дорожном движении» (далее – законопроект).
В настоящем заключении рассмотрены наиболее существенные недостатки законопроекта, позволяющие сделать выводы о его общем качестве, в связи с чем считаем необходимым высказать следующие замечания и предложения.
Пунктом 1 статьи 1 законопроекта предлагается статью 46 Закона Донецкой Народной Республики от 17.04.2015 № 41-ІНС «О дорожном движении» (далее – Закон № 41-ІНС) дополнить частью 3 следующего содержания:
«3. Водители транспортных средств, соответствующие должностные лица органов Министерства внутренних дел Донецкой Народной Республики, Министерства обороны Донецкой Народной Республики, Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Донецкой Народной Республики освобождаются от предрейсового медицинского осмотра и проходят предрейсовый осмотр в ведомственных подразделениях по месту прохождения службы».
Согласно пояснительной записке к законопроекту указанное дополнение является вынужденной мерой, поскольку «в настоящий момент у министерств и ведомств отсутствуют штатные единицы медицинских работников для проведения освидетельствования служащих специальных служб. Что является препятствием к выполнению срочных и специальных задач в условиях чрезвычайного положения на территории Республики».
Вместе с тем из текста законопроекта не представляется возможным определить вкладываемый разработчиком смысл в понятие «ведомственное подразделение». К указанному понятию можно отнести как специализированные учреждения здравоохранения, так и структурные подразделения соответствующего республиканского органа исполнительной власти. В то же время, согласно части 1 статьи 28 Закона Донецкой Народной Республики от 07.08.2015 года № 72 – IНС «О нормативных правовых актах» (далее – Закон № 72 – IНС) используемые в нормативных правовых актах понятия и термины применяются единообразно в соответствии с их значением, исключающем возможность различного толкования.
На основании изложенного предлагаем пункт 1 статьи 1 законопроекта доработать.
Пунктом 2 статьи 1 законопроекта предусмотрено дополнить раздел ХIII «Заключительные и переходные положения» Закона № 41-ІНС частью 5, изложив ее в следующей редакции:
«Часть 3 статьи 46 будет действовать до момента наполнения бюджета Донецкой Народной Республики».
Обращаем внимание на некорректность используемых разработчиком конструкций, а также на нарушение положений части 1 статьи 25 Закона № 72 – IНС, предусматривающих, что текст нормативного правового акта излагается лаконично, простым и ясным языком, исключающим различное толкование норм, с соблюдением официально-делового стиля литературного языка и юридической терминологии.
Кроме того, следует отметить, что на данный момент в Донецкой Народной Республике не принят закон о Республиканском бюджете на соответствующий год.
В связи с этим предлагаем пункт 2 части 1 статьи 1 доработать.
Далее отмечаем, что согласно представлению к законопроекту Министерство здравоохранения Донецкой Народной Республики не участвовало в разработке представленного законопроекта. Вместе с тем, тот факт, что данный законопроект затрагивает правоотношения в сфере здравоохранения, необходимым условием принятия законопроекта является получение положительного заключения Министерства здравоохранения Донецкой Народной Республики, поскольку в соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве здравоохранения Донецкой Народной Республики, утверждённого Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 10.01.2015 № 1-33 Министерство здравоохранения является органом исполнительной власти, который осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики в сфере здравоохранения.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики предлагает доработать данный законопроект с учётом указанных замечаний и предложений.