В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в законы Донецкой Народной Республики «О воинской обязанности и военной службе» и «О статусе военнослужащих» (далее – законопроект).
В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту его основной целью является «конкретизация полномочий органов исполнительной власти в сфере воинской обязанности и военной службы, усовершенствование правовых и организационных основ деятельности в данной сфере, а также приведение нормативных правовых актов в соответствие с законодательством Донецкой Народной Республики».
В настоящем заключении рассмотрены наиболее существенные недостатки законопроекта, позволяющие сделать выводы о его общем качестве, в связи с чем считаем необходимым высказать следующие замечания и предложения.
Подпунктом «г» пункта 3 статьи 1 законопроекта предусмотрена замена в абзаце двадцать девятом части 3 статьи 8 Закона Донецкой Народной Республики от 13.02.2015 № 08-IHC«О воинской обязанности и военной службе» (далее– Закон № 08-IHC) слов «государственным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере» словами «Республиканским казначейством Донецкой Народной Республики».
Следует отметить, что в указанном подпункте нарушены требования пункта 24 Правил юридико-технического оформления законопроектов, утверждённых Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19.02.2016 № I-494П-НС, согласно которому, «наименования министерств и иных органов исполнительной власти Донецкой Народной Республики, как правило, в тексте законопроекта не указываются. Для единообразия построения положений законопроекта используются следующие формулировки «республиканский орган исполнительной власти», «орган исполнительной власти» далее указывается сфера в соответствии с вопросами ведения того или иного органа».
В связи с этим предлагаем подпункт «г» пункта 3 статьи 1 законопроекта привести в соответствие с предписаниями указанного нормативного правового акта.
Пунктом 8 статьи 1 законопроекта предлагается признать утратившей силу часть 3 статьи 54 Закона № 08-IHC, которой предусмотрено, что граждане, указанные в пункте 3 статьи 23 Закона № 08-IHC не подлежат призыву на военные сборы.
Стоит указать, что изначально законодателем в данном случае была неверно указана отсылка на положения Закона № 08-IHC. В частности, соответствующий перечень граждан предусмотрен частью 3 статьи 22 Закона № 08-IHC и закрепляет следующие категории лиц:
«а) отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы;
б) имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления;
в) в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд».
Проанализировав вышеизложенные положения можно прийти к выводу о недопустимости, а в отдельных случаях невозможности, призыва на военные сборы указанных в вышеупомянутом перечне лиц.
Таким образом, законопроектом не только не устраняется ранее упомянутый технический недостаток части 3 статьи 54 Закона № 08-IHC, но и сохраняются предпосылки для призыва на военные сборы лиц, указанных в части 3 статьи 22 Закона № 08-IHC.
Также отметим, что аналогичная части 3 статьи 54 Закона № 08-IHC норма закреплена в части 4 статьи 55 Федерального закона Российской Федерации от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Соответственно, признание утратившей силу части 3 статьи 54 Закона № 08-IHC будет противоречить российской законодательной практике.
На основании изложенного предлагаем пункт 8 статьи 1 законопроекта изложить в следующей редакции:
«8) часть 3 статьи 54 изложить в следующей редакции:
«3. Не подлежат призыву на военные сборы граждане, указанные в части 3 статьи 22 настоящего Закона».
Частью 2 главы 4 Закона Донецкой Народной Республики от 13.02.2015 № 09-IНС «О статусе военнослужащих» (далее – Закон № 09-IНС) предусмотрено, что «положения пункта 14 статьи 15 настоящего Закона вступают в силу с момента создания и начала функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и лиц, к ним приравненных».
Подпунктом «б» пункта 4 статьи 2 законопроекта предлагается в части 2 главы 4 Закона № 09-IНС слова «пункта 14» заменить словами «пункта 15».
При этом, обращаем внимание, что структура статьи 15 Закона № 09-IНС состоит из частей, а не пунктов.
Аналогичное замечание относится к подпункту «в» пункта 4 статьи 2 законопроекта.
На основании изложенного предлагаем:
- подпункт «б» пункта 4 статьи 2 законопроекта изложить в следующей редакции:
«б) в части 2 слова «пункта 14» заменить словами «части 15», слова «вступают в силу» заменить словами «вводятся в действие».
- в подпункте «в» пункта 4 статьи 2 законопроекта слова «Положения пункта 4 статьи 16 и пункта 1 статьи 17» заменить словами «Положения части 4 статьи 16 и части 1 статьи 17».
Подпунктом «г» пункта 4 статьи 2 законопроекта предлагается признать утратившей силу часть 4 главы 4 Закона № 09-IНС, которой предусмотрено следующее:
«Положения статьи 27 настоящего Закона вступают в силу с момента принятия и вступления в силу Законов Донецкой Народной Республики «О противодействии коррупции» и «О государственной гражданской службе».
В свою очередь, статьей 27 Закона № 09-IНС установлено следующее:
«На военнослужащих и лиц, к ним приравненных, если иное не предусмотрено законами, указами Главы Донецкой Народной Республики и постановлениями Народного Совета Донецкой Народной Республики, распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные действующим законодательством Донецкой Народной Республики, за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих исполнению военнослужащим или лицом, к нему приравненным, обязанностей по осуществлению оперативно-розыскной деятельности или обеспечению безопасности Донецкой Народной Республики. Установление таких исключений и определение военнослужащих и лиц, к ним приравненных, в отношении которых применяются данные исключения, в каждом отдельном случае осуществляются в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики».
Стоит отметить, что положения статьи 27 Закона № 09-IНС основаны на нормах статьи 27.1 Федерального закона Российской Федерации от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». Вместе с тем, в отличие от указанного Федерального закона, статьей 27 Закона № 09-IНС не конкретизировано какие именно ограничения, запреты и обязанности необходимы для исполнения (соблюдения) военнослужащими и лицами, которые к ним приравнены.
Указанный недостаток приведет к тому, что в случае признания утратившей силу части 4 главы 4 Закона № 09-IНС возникнет проблема реализации норм статьи 27 Закона № 09-IНС, которая законопроектом не разрешается.
В связи с этим предлагаем доработать законопроект в указанном аспекте.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект и выступает за его обсуждение и принятие с учетом указанных замечаний и предложений.