Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «Об охране атмосферного воздуха» № 1039-КД

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «Об охране атмосферного воздуха» (далее – законопроект).

В соответствии с пояснительной запиской целью законопроекта является «совершенствование законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха».

Подпунктами «а» и «б» пункта 2 статьи 1 законопроекта предлагается внести изменения в часть 1 статьи 7 Закона Донецкой Народной Республики от 25.05.2018 № 226-IHC«Об охране атмосферного воздуха» (далее – Закон № 226-IHC).

В свою очередь, в данной статье отсутствует структурное деление на части.

В связи с этим предлагаем:

1) в подпункте «а» пункта 2 статьи 1 законопроекта слова «части 1» исключить;

2) в подпункте «б» пункта 2 статьи 1 законопроекта слова «часть 1» исключить.

Далее, пунктом 3 статьи 1 законопроекта предлагается статью 11 Закона № 226-IHCдополнить частью 10 следующего содержания:

«10. Предельно допустимые выбросы определяются в отношении загрязняющих веществ, перечень которых устанавливается Правительством Донецкой Народной Республики в соответствии с законодательством в сфере охраны окружающей среды, для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников расчетным путем на основе нормативов качества атмосферного воздуха с учетом фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха».

Указанные предписания, равно как и иные положения законопроекта, основаны на нормах Федерального закона Российской Федерации от 26.07.2019 № 195-ФЗ «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха» (далее Закон РФ № 195-ФЗ), что соответствует избранному Донецкой Народной Республикой курсу на гармонизацию собственного законодательства с законодательством Российской Федерации.

Необходимо отметить, что российский законодатель также наделил Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации полномочиями по утверждению методов расчетов рассеивания выбросов в атмосферном воздухе (в части сводных расчетов).

Так, подпунктом «г» пункта 5 статьи 7 Закона РФ № 195-ФЗ предусмотрено, что «при определении предельно допустимых выбросов (за исключением выбросов радиоактивных веществ) применяются методы расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды…».

Обращаем внимание на то, что результаты проведения сводных расчетов могут использоваться для определения уровня фонового загрязнения воздуха при нормировании выбросов, а также для определения мест размещения объектов промышленности, транспортной и социальной инфраструктуры при разработке генеральных планов населенных пунктов.

Учитывая изложенное предлагаем согласовать с республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере охраны окружающей среды возможность закрепления аналогичной нормы в законопроекте.

На основании вышеизложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект и выступает за его обсуждение и принятие с учётом указанных замечаний и предложений.