В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О дополнительных мерах государственной поддержки государственных и муниципальных унитарных предприятий и их работников» (далее – законопроект).
В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту его основной целью является «установление возможности обеспечения дополнительных мер государственной поддержки государственных и муниципальных унитарных предприятий».
В настоящем заключении рассмотрены наиболее существенные недостатки законопроекта, позволяющие сделать выводы о его общем качестве, в связи с чем считаем необходимым высказать следующие замечания и предложения.
Частью 1 статьи 7 законопроекта перечислены меры по обеспечению трудоустройства высвобождаемых работников.
Так, согласно пункту 1 данной части одной из мер является «перевод на работу в другие организации с учетом профессии (специальности) и квалификации или с последующим профессиональным обучением или профессиональной переподготовкой».
Стоит указать, что из данной нормы, равно как и из иных положений законопроекта, остается непонятным за чей счёт будет осуществляться профессиональное обучение, профессиональная переподготовка.
Если данные расходы все же предполагается возложить на работодателей, то исходя из пункта 3 указанной части, уполномоченные органы в сфере занятости содействуют в организации «профессионального обучения, получения дополнительного профессионального образования».
Соответственно, создадутся предпосылки для уклонения работодателей от данной обязанности, поскольку будет возможность обеспечить профессиональное обучение (профессиональную переподготовку) работников за счет государства.
В случае же если указанные расходы предполагается возложить на государство, следует отметить, что термины «профессиональная переподготовка» и «дополнительное профессиональное образование», которые используются в пунктах 1 и 3 части 1 статьи 7 законопроекта не являются равнозначными в понимании Закона Донецкой Народной Республики от 19.06.2015 № 55-IHC «Об образовании» (далее – Закон № 55-IHC).
В частности, в соответствии с частью 2 статьи 73 Закона № 55-IHC дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки), программам подготовки научных и научно-педагогических кадров.
Соответственно, термин «дополнительное профессиональное образование» является более широким по отношению к понятию «профессиональная переподготовка», что обуславливает наличие внутреннего несоответствия между пунктами 1 и 3 части 1 статьи 7 законопроекта в части объема мер поддержки высвобождаемым работникам.
Аналогичное замечание применимо и к части 3 статьи 7 законопроекта, в которой также используется термин «дополнительное профессиональное образование».
На основании изложенного предлагаем пункты 1 и 3 части 1, часть 3 статьи 7 законопроекта доработать.
Абзацем четвертым части 1 статьи 9 законопроекта предусмотрено, что «после увольнения с работы выплата досрочной пенсии возобновляется со дня, следующего за днем увольнения, если заявление о возобновлении выплаты пенсии предоставлено в течение трех месяцев с даты увольнения; с даты обращения, если заявление о возобновлении выплаты пенсии предоставлено по истечении трех месяцев с даты увольнения».
Следует отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 25 Закона Донецкой Народной Республики от 07.08.2015 № 72-IHC «О нормативных правовых актах» (далее – Закон № 72-IHC) текст нормативного правового акта излагается лаконично, простым и ясным языком, исключающим различное толкование норм, с соблюдением официально-делового стиля литературного языка и юридической терминологии.
С целью обеспечения соблюдения требований Закона № 72-IHC предлагаем указанный абзац части 1 статьи 9 законопроекта изложить в следующей редакции:
«После увольнения с работы выплата досрочной пенсии возобновляется:
1) со дня, следующего за днем увольнения, если заявление о возобновлении выплаты пенсии предоставлено в течение трех месяцев с даты увольнения;
2) с даты обращения, если заявление о возобновлении выплаты пенсии предоставлено по истечении трех месяцев с даты увольнения.».
Далее, статьей 12 законопроекта предусмотрено внесение отдельных изменений в Закон Донецкой Народной Республики от 29.05.2015 № 50-IHC «О занятости населения» (далее – Закон № 50-IHC).
В частности, в пункте 3 указанной статьи предлагается дополнить Закон № 50-IHC статьей 121 «Условия досрочного выхода на пенсию».
Так, частью 1 предлагаемой редакции статьи 121 Закона № 50-IHC предусмотрено следующее:
«По направлению территориальных органов органа исполнительной власти, обеспечивающего реализацию государственной политики в сфере занятости населения и трудовой миграции, при отсутствии возможности для трудоустройства лицам, ищущим работу, дающего право на пенсию по возрасту либо на пенсию по возрасту на льготных условиях …».
Обращаем внимание на то, что трудоустройство не является определяющим фактором в вопросе возникновения права на пенсию по возрасту либо на пенсию по возрасту на льготных условиях. Очевидно, в данной норме допущена стилистическая ошибка, характеризующаяся пропущенными словами, что создает предпосылки для неверного толкования предписания и противоречит требованиям части 1 статьи 25 Закона № 72-IHC.
В связи с этим предлагаем в пункте 3 статьи 12 законопроекта слова «при отсутствии возможности для трудоустройства лицам, ищущим работу, дающего право на пенсию по возрасту» заменить словами «при отсутствии возможности для трудоустройства лицам, ищущим работу, не достигшим возраста, дающего право на пенсию по возрасту».
Согласно статье 13 законопроекта «действие настоящего Закона распространяется на государственные (республиканские) предприятия, которые на день вступления в силу настоящего Закона не привели свои учредительные документы в соответствии с Законом Донецкой Народной Республики от 07 августа 2020 года № 174-IIHC «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
В то же время статьёй 1 законопроекта установлено следующее:
«1. Действие настоящего Закона распространяется на государственные и муниципальные унитарные предприятия (далее – унитарные предприятия) в случае перепрофилирования их деятельности или изменения организации производства и труда, а также в иных случаях, определенных Правительством Донецкой Народной Республики. Перечень указанных в настоящей статье унитарных предприятий утверждается Правительством Донецкой Народной Республики по представлению государственных органов, наблюдательных советов государственных корпораций и государственных концернов.
2. Действие настоящего Закона распространяется на высвобождаемых работников унитарных предприятий, включенных в перечень в соответствии с частью 1 настоящей статьи, а также работодателей, осуществляющих трудоустройство указанных работников».
Сравнительный анализ указанных статей позволяет прийти к выводу об их внутреннем противоречии. В частности, остается непонятным, на какие именно предприятия предполагается распространение положений законопроекта (на указанные, как в перечне, так и в статье 13 либо только на указанные в статье 13 при их отражении в перечне).
Кроме того, остается открытым вопрос о распространении положений законопроекта на высвобождаемых работников предприятий указанных в статье 13 законопроекта, а также работодателей, осуществляющих трудоустройство указанных работников.
Вышеуказанные недостатки могут привести к неверному толкованию и применению норм, возникновению сложностей в реализации положений законопроекта и достижении поставленных перед ним целей.
В связи с этим предлагаем статью 13 законопроекта изложить в следующей редакции:
«Действие настоящего Закона распространяется также на государственные (республиканские) предприятия, которые на день вступления в силу настоящего Закона не привели свои учредительные документы в соответствие с Законом Донецкой Народной Республики от 7 августа 2020 года № 174-IIHC «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», высвобождаемых работников таких предприятий, а также работодателей, осуществляющих трудоустройство указанных работников».
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект и выступает за его обсуждение и принятие с учетом указанных замечаний и предложений.