Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «О производственных кооперативах» № 1000-Д

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О производственных кооперативах» (далее – законопроект).

В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту его основной целью является «закрепление правового положения кооперативов, прав и обязанностей его участников, порядок создания, реорганизации и ликвидации таких кооперативов».

Анализ положений законопроекта свидетельствует о том, что концепция рассматриваемого проекта нормативного правового акта основана на положениях Федерального закона Российской Федерации от 08.05.1996 № 41-ФЗ «О производственных кооперативах», что соответствует избранному Донецкой Народной Республикой курсу на гармонизацию собственного законодательства с законодательством Российской Федерации.

Исходя из статьи 1 законопроекта производственным кооперативом (артелью) признается «добровольное объединение граждан …».

В то же время согласно части 1 статьи 122 Гражданского кодекса Донецкой Народной Республики (далее – ГК) производственным кооперативом (артелью) признается «добровольное объединение физических лиц …».

Соответственно, между законопроектом и ГК усматривается противоречие при использовании конструкций «физическое лицо» и «гражданин». При этом наличие подобного противоречия прослеживается и в иных структурных единицах законопроекта.

В связи с этим предлагаем доработать законопроект в указанном аспекте.

Далее, в соответствии с абзацем вторым части 1 статьи 5 законопроекта «фирменное наименование кооператива должно содержать его наименование и слова «производственный кооператив» или «артель».

Обращаем внимание на то, что данная норма не соответствует части 3 статьи 123 ГК, которой предусмотрено, что фирменное наименование производственного кооператива должно содержать его наименование и слова «производственный кооператив».

С учетом изложенного предлагаем доработать законопроект в указанной части.

Абзацем вторым части 2 статьи 10 предусмотрено, что «земельные участки и другие природные ресурсы могут быть паевым взносом в той мере, в какой их оборот допускается Водным кодексом Донецкой Народной Республики, Земельным кодексом Донецкой Народной Республики и Лесным кодексом Донецкой Народной Республики».

Стоит указать, что Земельный кодекс Донецкой Народной Республики и Лесной кодекс Донецкой Народной Республики остаются не принятыми в Донецкой Народной Республике. При этом в заключительных и переходных положениях законопроекта отсутствуют предписания о механизме временного регулирования упомянутых правоотношений, что формирует соответствующий правовой пробел.

На основании изложенного предлагаем главу 9 «Заключительные и переходные положения» законопроекта дополнить соответствующими предписаниями.

Согласно абзацу первому части 1 статьи 31 законопроекта «уставы производственных кооперативов, созданных до вступления в силу настоящего Закона, подлежат приведению в соответствие с требованиями и в сроки, установленными Гражданским кодексом Донецкой Народной Республики».

Во-первых, данной нормой не предусмотрена обязанность приведения указанных учредительных документов в соответствие с требованиями законопроекта.

Во-вторых, частью 6 статьи 1642 ГК установлено следующее:

«6. К обществам с ограниченной ответственностью, акционерным обществам, производственным кооперативам, фермерским хозяйствам, созданным до вступления в силу настоящего Кодекса, применяются соответственно нормы главы 4 настоящего Кодекса об обществе с ограниченной ответственностью (статьи 106–112), об акционерном обществе (статьи 113–120), о производственном кооперативе (статьи 122–127) и о крестьянском (фермерском) хозяйстве (статья 121).

Учредительные документы обществ с ограниченной ответственностью, акционерных обществ, производственных кооперативов и фермерских хозяйств, созданных до вступления в силу настоящего Кодекса, подлежат приведению в соответствие с нормами настоящего Кодекса об обществах с ограниченной ответственностью, акционерных обществах, производственных кооперативах, крестьянских (фермерских) хозяйствах в порядке и сроки, которые будут определены в законах об обществах с ограниченной ответственностью, об акционерных обществах, о производственных кооперативах и о крестьянских (фермерских) хозяйствах. Учредительные документы таких юридических лиц до приведения их в соответствие с нормами настоящего Кодекса действуют в части, не противоречащей указанным нормам».

Соответственно, ГК прямо указывает на то, что срок приведения учредительных документов в соответствие с ГК должен определяться законопроектом.

Указанные недостатки законопроекта приведут к возникновению сложностей при реализации его положений, нарушению прав производственных кооперативов и их членов.

В связи с этим предлагаем абзац первый части 1 статьи 31 законопроекта доработать.

На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект с учётом указанных замечаний и предложений.