В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «Об основах государственной молодежной политики» (далее – законопроект).
В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту его основной целью является «создание правовых условий для обновления и развития государственной молодежной политики в Донецкой Народной Республике в соответствии с современными запросами человека, общества и государства, для расширения возможностей граждан Донецкой Народной Республики, создании условий, обеспечивающих всестороннее социальное, духовное и физическое развитие молодежи, и реализацию ее потенциала, конституционных прав и свобод молодежи».
Анализ положений законопроекта свидетельствует о том, что концепция рассматриваемого проекта нормативного правового акта основана на положениях Закона Ростовской области от 25 декабря 2014 года № 309-ЗС «О государственной молодежной политике в Ростовской области» (далее –Закон Ростовской области).
Из анализа положений законопроекта следует, что в его тексте прослеживается отсутствие единства в использовании конструкций «инфраструктура государственной молодежной политики» и «инфраструктура молодежной политики».
Так, пунктом 2 статьи 2 законопроекта закреплено понятие «инфраструктура государственной молодежной политики», а в части 3 статьи 4 законопроекта в отношении этой же системы учреждений разработчиком используется конструкция «инфраструктура молодежной политики».
Аналогичное замечание относится к пункту 4 статьи 2 законопроекта.
На основании изложенного предлагаем пункты 2 и 4 статьи 2 законопроекта доработать в указанном аспекте.
Частью 2 статьи 18 законопроекта закреплено следующее:
«Реализация государственной поддержки не распространяется на:
1) молодежные коммерческие организации;
2) молодежные религиозные организации;
3) молодежные и студенческие объединения, являющиеся профессиональными союзами».
В свою очередь, в аналогичной части 2 статьи 18 Закона Ростовской области, реализация государственной поддержки не распространяется также на детские коммерческие, детские религиозные организации и на молодежные и детские объединения, учреждаемые либо создаваемые политическими партиями.
Таким образом, предлагаем часть 2 статьи 18 законопроекта дополнить аналогичными предписаниями.
Статьей 21 законопроекта предусмотрено, что финансовое обеспечение работы с молодежью осуществляется, в том числе за счет средств Республиканского бюджета Донецкой Народной Республики и местных бюджетов. Также указанной статьей устанавливается требование ежегодно предусматривать средства в Республиканском бюджете Донецкой Народной Республики и местных бюджетах для реализации государственной молодежной политики.
При этом согласно финансово-экономическому обоснованию законопроекта его принятие не предполагает финансовой нагрузки на Республиканский бюджет Донецкой Народной Республики.
Одновременно с этим разработчиком указывается, что реализация отдельных положений проекта закона, возможно, приведет к изменению такой нагрузки в доходной его части.
В то же время, статья 21 законопроекта однозначно предполагает финансовую нагрузку на Республиканский бюджет Донецкой Народной Республики.
В связи с этим необходимым условием принятия законопроекта согласно части 3 статьи 72 Конституции Донецкой Народной Республики является положительное заключение Правительства Донецкой Народной Республики.
Обращаем также внимание на то, что 23 декабря 2020 года в третьем чтении был принят проект Федерального закона Российской Федерации № 993419-7 «О молодежной политике в Российской Федерации» (далее – ФЗ «О молодежной политике в РФ»).
Данный закон решает такие насущные вопросы как непосредственное участие молодежи в реализации молодежной политики в разных формах, в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий, позволяющих обеспечить возможность дистанционного участия.
Кроме того, предметом регулирования статьи 11 ФЗ «О молодежной политике в РФ» является информационное обеспечение реализации молодежной политики, в которой указано, что органы государственной власти обеспечивают открытость и доступность информации о реализации молодежной политики.
В частности, в рассматриваемой статье закреплено, что информационное обеспечение реализации молодежной политики осуществляется, в том числе посредством федеральной государственной автоматизированной информационной системы с раскрытием именно какие сведения будут содержаться в ней.
Следовательно, ФЗ «О молодежной политике в РФ» в отличие от Закона Ростовской области, на котором основан законопроект, содержит более современный подход и инструментарий для реализации молодежной политики.
Указанное свидетельствует о преждевременности принятия законопроекта в текущей редакции и о необходимости его доработки.
Таким образом, учитывая курс на гармонизацию собственного законодательства с законодательством Российской Федерации после вступления в силу ФЗ «О молодежной политике в РФ» необходимо адаптировать положения данного Федерального закона с учетом реалий Донецкой Народной Республики в законопроекте.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики предлагает учесть вышеуказанные замечания и предложения.