Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «О развитии малого и среднего предпринимательства в Донецкой Народной Республике» № 994-КД

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О развитии малого и среднего предпринимательства в Донецкой Народной Республике»(далее – законопроект).

В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту его основной целью является «закрепление на законодательном уровне правовых основ государственной поддержки развития малого и среднего предпринимательства в Донецкой Народной Республике, создание нормативно-правовых рычагов и механизмов, с помощью которых обеспечивались бы создание благоприятных условий для осуществления субъектами малого и среднего бизнеса предпринимательской деятельности, конкурентоспособность малых и средних предприятий, увеличение их количества, развитие самозанятости населения, увеличение доли производимых малыми и средними предприятиями товаров, работ, услуг в налоговых доходах бюджетов бюджетной системы Донецкой Народной Республики».

Анализ положений законопроекта свидетельствует о том, что концепция рассматриваемого проекта нормативного правового акта основана на положениях Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 209), что соответствует избранному Донецкой Народной Республикой курсу на гармонизацию собственного законодательства с законодательством Российской Федерации.

При этом обращаем внимание на то, что разработчиком не были учтены положения Федерального закона Российской Федерации от 02.08.2019 № 279-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в целях формирования единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей поддержки» (основные положения вступили в силу 20.12.2020). В частности, данным Федеральным законом предусматривается внесение изменений в ФЗ № 209, обеспечивающих формирование единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей поддержки.

В связи с этим, а также с целью обеспечения всестороннего соблюдения вышеупомянутого курса, предлагаем доработать законопроект в указанной части.

Пунктом 1 части 9 статьи 5 законопроекта установлено следующее:

«9. В целях ведения единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства в уполномоченный орган ежегодно с 1 по 5 июля представляются следующие сведения:

1) перечень обществ с ограниченной ответственностью, которые созданы до 1 декабря года, предшествующего текущему календарному году, и участниками которых являются иностранные юридические лица, соответствующие по состоянию на 1 января текущего календарного года условию, установленному абзацем вторым подпункта «а» пункта 1 части 2 статьи 4 настоящего Закона, – аудиторскими организациями, сведения о которых по состоянию на 1 июля текущего календарного года внесены в контрольный экземпляр реестра аудиторов и аудиторских организаций, ведение которого осуществляется в соответствии с законом, регулирующим правоотношения в сфере осуществления аудиторской деятельности …».

Следует отметить, что упомянутый «закон, регулирующий правоотношения в сфере осуществления аудиторской деятельности» в настоящее время остается не принятым в Донецкой Народной Республике.

При этом в заключительных и переходных положениях законопроекта отсутствуют предписания о механизме временного регулирования соответствующих правоотношений, что обуславливает невозможность реализации положений пункта 1 части 9 статьи 5 законопроекта на практике.

Аналогичное замечание в полной мере применимо и к пункту 2 части 9 статьи 5 законопроекта.

На основании изложенного предлагаем дополнить законопроект соответствующими предписаниями.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 законопроекта «к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе … разработка на местном уровне республиканских программ социально-экономического развития с учетом экологических, культурных и других особенностей».

В то же время частью 3 статьи 10 Закона Донецкой Народной Республики от 02.10.2015 № 80-IHC «О республиканских программах» предусмотрено следующее:

«Республиканские программы социально-экономического развития, разработанные на местном уровне, утверждаются органом местного самоуправления. Разработка и утверждение концепции таких программ не осуществляется. Проекты программ социально-экономического развития, разработанных на местном уровне, подлежат общественному обсуждению и согласовываются с республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере экономического развития, республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере финансов, иными органами исполнительной власти в соответствии с профильной направленностью программы».

Таким образом, к полномочиям органов местного самоуправления относится не только разработка, но и утверждение республиканских программ местного уровня.

В связи с этим предлагаем пункт 1 статьи 11 законопроекта доработать в указанном аспекте.

В части 4 статьи 13, части 4 статьи 26 законопроекта используется конструкция «общераспространенные полезные ископаемые», которая не соответствует понятийно-терминологическому аппарату Закона Донецкой Народной Республики от 12.06.2015 № 58-IHC «О недрах».

Так, указанным Законом предусмотрены термины «полезные ископаемые общереспубликанского значения» и «полезные ископаемые местного значения».

В связи с этим предлагаем привести используемую в части 4 статьи 13, части 4 статьи 26 законопроекта терминологию в соответствие с вышеуказанным законодательным актом.

Далее, по тексту законопроекта используется конструкция «многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг».

Стоит указать, что использование указанной конструкции обусловлено заимствованием концепции ФЗ № 209. В то же время в Российской Федерации деятельность многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг регламентирована Федеральным законом Российской Федерации от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

При этом аналогичный законодательный акт в Донецкой Народной Республике не принят, в связи с чем существуют предпосылки для возникновения сложностей в реализации соответствующих предписания законопроекта.

На основании изложенного необходимо доработать законопроект в указанном аспекте.

Частью 2 статьи 15 законопроекта предусмотрено, что «уполномоченный орган государственной власти направляет в корпорацию развития малого и среднего предпринимательства сведения об организациях, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, создаваемых или созданных полностью или частично за счет средств Республиканского бюджета Донецкой Народной Республики при реализации республиканских программ социально-экономического развития, разработанных как на государственном, так и на местном уровнях, и соответствующих требованиям республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере экономического развития».

Следует отметить, что в указанной норме предусмотрены только положения о создании инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства за счет средств Республиканского бюджета Донецкой Народной Республики.

При этом не упоминается соответствующая инфраструктура, созданная за счет средств местных бюджетов, что свидетельствует о наличии правового пробела.

Также отметим, что в аналогичной норме ФЗ № 209 (часть статьи 15.1) закреплены следующие положения:

«2. Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации направляет в корпорацию развития малого и среднего предпринимательства:

1) сведения об организациях, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, создаваемых или созданных полностью или частично за счет средств федерального бюджета на территории соответствующего субъекта Российской Федерации при реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм), иных федеральных программ развития малого и среднего предпринимательства, региональных программ развития малого и среднего предпринимательства и муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства и соответствующих требованиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса;

2) сведения об организациях, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, создаваемых или созданных полностью или частично за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации при реализации государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм), иных региональных программ развития малого и среднего предпринимательства и муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства, за исключением организаций, предусмотренных пунктом 1 настоящей части, и соответствующих требованиям нормативного правового акта соответствующего субъекта Российской Федерации».

На основании изложенного предлагаем часть 2 статьи 15 законопроекта дополнить вышеуказанными предписаниями.

В части 3 статьи 19 законопроекта используется конструкция «государственный орган исполнительной власти», которая не соответствует понятийно-терминологическому аппарату Закона Донецкой Народной Республики от 24.04.2015 №35-IHC «О системе органов исполнительной власти Донецкой Народной Республики».

Так, указанным Законом предусмотрен термин «орган исполнительный власти», в связи с чем предлагаем часть 3 статьи 19 законопроекта привести в соответствие с указанным законодательным актом.

Частью 12 статьи 28 законопроекта предусмотрены положения о полномочиях корпорации развития малого и среднего предпринимательства в сфере осуществления инвестирования (размещение временно свободных средств) в активы (объекты инвестирования).

В то же время законопроектом не установлен порядок и условия соответствующего инвестирования, что является его недостатком.

С целью совершенствования правового регулирования данных правоотношений целесообразно обратиться к законодательному опыту Российской Федерации.

Так, частью 11.3 статьи 25.1 ФЗ № 209 предусмотрена следующая норма:

«11.3. Порядок и условия инвестирования и (или) размещения временно свободных средств корпорацией развития малого и среднего предпринимательства … утверждаются соответственно советом директоров корпорации развития малого и среднего предпринимательства …».

В связи с этим предлагаем статью 28 законопроекта дополнить соответствующими предписаниями с применением российского законодательного опыта.

Далее, в части 16 статьи 28 законопроекта используется конструкция «Единый государственный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, физических лицах – предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности».

Обращаем внимание на то, что действующим законодательством Донецкой Народной Республики не предусмотрено существование подобного реестра.

При этом в заключительных и переходных положениях законопроекта отсутствуют предписания о механизме временного регулирования соответствующих правоотношений, в связи с чем могут возникнуть сложности при реализации положений части 16 статьи 28 законопроекта.

На основании изложенного предлагаем доработать законопроект в указанном аспекте.

Частью 10 статьи 30 законопроекта предусмотрено, что «положения частей 13 и 15 статьи 5 настоящего Закона, касающиеся порядка предоставления сведений в уполномоченный орган в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием официального сайта уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, вводятся в действие с 1 января 2025 года».

В то же время законопроект не содержит положений о том, в каком порядке будут предоставляться соответствующие сведения до вступления в силу частей 13 и 15 статьи 5 законопроекта, что создал правовой пробел.

Аналогичное замечание применимо и к части 11 статьи 30 законопроекта.

В связи с этим предлагаем части 10 и 11 статьи 30 законопроекта доработать в указанном аспекте.

На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект и выступает за его обсуждение и принятие с учетом указанных замечаний и предложений.