Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «О персональных данных» № 993-КД

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «О персональных данных» (далее – законопроект).

В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту его основной целью является «гармонизация законодательства Донецкой Народной Республики в сфере персональных данных с законодательством Российской Федерации, а также приведение в соответствие положений Закона Донецкой Народной Республики от 19 июня 2015 года № 61-IНС «О персональных данных» с требованиями Закона Донецкой Народной Республики № 72-IHC от 07 августа 2015 года «О нормативных правовых актах» и Закона Донецкой Народной Республики № 244-IHC от 14 сентября 2018 года «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

Подпунктом «б» пункта 1 статьи 1 законопроекта предлагается пункт 4 части 2 статьи 1 Закона Донецкой Народной Республики от 19.06.2015 № 61-IНС «О персональных данных» (далее – Закон № 61-IНС) признать утратившим силу.

Указанный подход частично соответствует законодательству Российской Федерации, однако не учитывает положения части 3 статьи 1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Закон № 152-ФЗ).

Так, частью 3 статьи 1 Закона № 152-ФЗ установлено, что «предоставление, распространение, передача и получение информации о деятельности судов в Российской Федерации, содержащей персональные данные, ведение и использование информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей в целях создания условий для доступа к указанной информации осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 22 декабря 2008 года N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».

В то же время, разработчиком при исключении пункта 4 части 2 статьи 1 Закона № 61-IНС, которая фактически регулирует вопросы, аналогичные части 3 статьи 1 Закона № 152-ФЗ, не предлагается статью 1 дополнить частью 3 подобно Закону № 152-ФЗ.

На основании изложенного предлагаем положения подпункта «б» пункта 1 статьи 1 законопроекта доработать в указанной части.

Подпунктом «д» пункта 3 статьи 1 законопроекта предлагается часть 3 статьи 4 Закона № 61-IНС изложить в следующей редакции:

«Правила обработки персональных данных государственными органами, осуществляемой без использования средств автоматизации, утверждаются Правительством Донецкой Народной Республики с учетом требований настоящего Закона».

В свою очередь, действующей редакцией части 3 статьи 4 Закона № 61-IНС закреплено, что «особенности обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, могут быть установлены законами и иными нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики с учетом положений настоящего Закона».

Обращаем внимание, что данная редакция в полной мере соответствует части 3 статьи 4 Закона № 152-ФЗ. Кроме того, действующая редакция фактически предусматривает возможность закрепления особенностей обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики, в том числе и Правительством Донецкой Народной Республики.

К указанному выводу можно прийти на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 № 687 «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации», утвержденное во исполнение части 3 статьи 4 Закона № 152-ФЗ.

Все вышеуказанное свидетельствует об отсутствии необходимости внесения изменений, предлагаемых подпунктом «д» пункта 3 статьи 1 законопроекта, в связи с чем предлагаем пункт 3 статьи 1 законопроекта исключить.

Подпунктом «б» пункта 5 статьи 1 законопроекта предлагается в пункте 2 части 1 статьи 6 Закона № 61-IНС слова «международным договором или законом Донецкой Народной Республики» заменить словами «международными договорами или законами».

Вместе с тем внесение указанных изменений может привести к неоднозначности толкования положений пункта 2 части 1 статьи 6 Закона № 61-IНС, поскольку понятие «международный договор» охватывает помимо договоров, заключенных Донецкой Народной Республикой и иные международные договора, не ратифицированные Донецкой Народной Республикой.

На основании изложенного предлагаем подпункт «б» пункта 5 статьи 1 после слов «международными договорами» дополнить словами «Донецкой Народной Республики».

Подпунктом «а» пункта 9 статьи 1 законопроекта предлагается часть 1 статьи 11 Закона № 61-IНС после слов «согласия в письменной форме субъекта персональных данных,» дополнить словами «утверждаемой Правительством Донецкой Народной Республики,».

Необходимо акцентировать внимание на том, что указанное изменение не соответствует цели законопроекта, указанной в пояснительной записке, а именно курсу на гармонизацию законодательства Донецкой Народной Республики с законодательством Российской Федерации, поскольку действующая редакция части 1 статьи 11 Закона № 61-IНС в полной мере соответствует положениям части 1 статьи 11 Закона № 152-ФЗ.

Аналогичное замечание относится и к подпункту «в» пункта 15, подпункту «б» пункта 16, подпунктам «а», «г», «д», «ж», «к» пункта 19, пункту 20, подпунктам «г», «ж» пункта 21 статьи 1 законопроекта.

С учетом изложенного предлагаем подпункт «а» пункта 9, подпункт «в» пункта 15, подпункт «б» пункта 16, подпункты «а», «г», «д», «ж», «к» пункта 19, пункт 20, подпункты «г», «ж» пункта 21 статьи 1 законопроекта исключить.

Следует отметить и то, что в статье 1 законопроекта после пункта 21 следует пункт 21, что противоречит требованиям юридико-технического оформления законопроекта, в связи с чем предлагаем законопроект в указанной части доработать.

На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики предлагает учесть указанные замечания и предложения.