Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Уголовный Кодекс Донецкой Народной Республики» № 444-КД

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен и проанализирован проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Уголовный Кодекс Донецкой Народной Республики» (далее – законопроект).
Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает важность и актуальность данного законопроекта.
Анализ причин свидетельствует о появлении новых форм преступных действий, оказывающих влияние на сознание ребенка и мотивацию его поведения, которые не охватываются действующими составами Уголовного кодекса Донецкой Народной Республики.
Своевременное пресечение преступной деятельности организаторов так называемых «групп смерти» имеет причинно-следственную связь с возможностью упреждения и недопущения гибели несовершеннолетних, которые находятся под влиянием преступного воздействия организаторов.
В настоящем заключении рассмотрены наиболее существенные недостатки законопроекта, позволяющие сделать выводы о его общем качестве, в связи с чем считаем необходимым высказать следующие замечания и предложения.
По тексту законопроекта используется слово «Интернет» в кавычках. С целью приведения в соответствие терминологии используемой в нормативных правовых актах по тексту законопроекта убрать кавычки, что будет соответствовать статье 2 Закона Донецкой Народной Республики от 07.08.2015 № 71-IHC «Об информации и информационных технологиях».
Пунктом 1 статьи 1 законопроекта предлагается статью 111 Уголовного Кодекса Донецкой Народной Республики дополнить частью второй, устанавливающей повышенную уголовную ответственность (до 6 лет лишения свободы) за квалифицированные формы доведения до самоубийства или до покушения на самоубийство путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства потерпевшего, если они совершаются в отношении несовершеннолетнего, беременной женщины, беспомощного лица, в отношении двух и более лиц либо носят организованный, групповой или публичный характер.
При этом пунктами 2, 3 статьи 1 предлагается дополнить Уголовный кодекс Донецкой Народной Республики статьями 1111 и 1112 за склонение к совершению самоубийства, содействие совершению самоубийства, организацию деятельности, направленной на побуждение к совершению самоубийства несовершеннолетних посредством информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, рассчитанных на неопределенный круг лиц, которыми предусматривается ответственность до шести лет лишения свободы, что является несоразмерным их тяжести и общественной опасности наказанием, в том числе относительно ответственности за менее тяжкое по своим последствиям преступление, предусмотренное статьёй 111 Уголовного кодекса Донецкой Народной Республики.
Поскольку объектами посягательств в основном являются несовершеннолетние с их неокрепшей психикой, предлагается ужесточить меры уголовной ответственности за совершение преступлений, предусмотренных пунктами 2, 3 статьи 1 законопроекта установив нижний предел лишения свободы пять лет, а верхний до пятнадцати лет, в частности:
1) в пункте 2 статьи 1 законопроекта:
а) в абзаце втором части 4 статьи 1111 слова «лишением свободы на срок до пяти лет» заменить словами «лишением свободы на срок от пяти до десяти лет»;
б) в абзаце втором части 5 статьи 1111 слова «до шести лет» заменить словами «от шести до двенадцати лет»;
2) в пункте 3 статьи 1 законопроекта:
а) в абзаце втором части 1 статьи 1112 слова «до четырех лет» заменить словами «от пяти до десяти лет»;
б) в абзаце втором части 2 статьи 1112 слова «до шести лет» заменить словами «от пяти до пятнадцати лет».
Также необходимо отметить, что в законопроекте уголовная ответственность за склонение и содействие совершению самоубийства повлёкшие смерть двух и более лиц не дифференцирована относительно менее тяжких последствий, предусмотренных диспозициями и квалифицирующими признаками пункта 2 статьи 1 законопроекта (части 1- 3 статьи 1111), то есть законопроектом установлена одинаковая ответственность за смерть одного либо двух и более человек.
В связи с этим предлагаем в пункт 2 статьи 1 законопроекта дополнить частью 6 следующего содержания:
«Деяния, предусмотренные частью пятой настоящей статьи, повлекшие самоубийство двух или более лиц,-
наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет лишения свободы.».
Кроме того, согласно пункту «а» части 1 статьи 73 Уголовного кодекса Донецкой Народной Республики условное осуждение не назначается осужденным за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, не достигших четырнадцатилетнего возраста.
Верховный Суд Донецкой Народной Республики предлагает установить запрет назначения условного осуждения за умышленное совершение осужденным преступления против жизни и здоровья несовершеннолетних, изложив пункт «а» части 1 статьи 73 Уголовного кодекса Донецкой Народной Республики в следующей редакции:
«осуждённым за умышленное совершение преступления против жизни и здоровья несовершеннолетних».
Указанные изменения позволят усилить гарантии защиты детей от преступных посягательств.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект с учётом указанных замечаний и предложений.