Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «О регистрации расчетных операций при осуществлении наличных и (или) безналичных расчетов» № 975-КД

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «О регистрации расчетных операций при осуществлении наличных и (или) безналичных расчетов» (далее – законопроект).

В соответствии с пояснительной запиской целью законопроекта является «усовершенствование правоотношений в сфере организации производства регистраторов расчетных операций на территории Донецкой Народной Республики, установления требований к регистраторам расчетных операций и условиям их регистрации и применения, особенностей передачи субъектами хозяйствования по проводным или беспроводным каналам связи соответствующей информации, содержащейся в контрольной ленте в памяти регистраторов расчетных операций и (или) в памяти модемов которые к ним присоединены, в Министерство доходов и сборов Донецкой Народной Республики для осуществления контрольных функций за деятельностью субъектов хозяйствования, что позволит вывести сферу бизнеса из теневого сегмента экономики».

В настоящем заключении рассмотрены наиболее существенные недостатки законопроекта, позволяющие сделать выводы о его общем качестве, в связи с чем считаем необходимым высказать следующие замечания и предложения.

Анализ положений законопроекта свидетельствует о том, что при его разработке использовались положения Закона Украины от 06.07.1995 № 265/95-ВР «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг», а также положения, разработанные субъектом законодательной инициативы самостоятельно.

Стоит отметить, что подобный подход не соответствует избранному Донецкой Народной Республикой курсу на гармонизацию собственного законодательства с законодательством Российской Федерации.

Одним из концептуальных нововведений законопроекта является возложение на субъектов хозяйствования обязанности ежедневно по проводным или беспроводным каналам связи передавать в республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере налогообложения и таможенного дела, фискальные данные, содержащиеся в памяти регистраторов расчетных операций и (или) в памяти модемов которые к ним присоединены (подпункт «а» пункта 7 статьи 1).

Следует отметить, что Законом Донецкой Народной Республики от 06.05.2017 № 177-IHC «О регистрации расчетных операций при осуществлении наличных и (или) безналичных расчетов» (далее – Закон № 177-IHC) уже предусмотрена обязанность субъектов хозяйствования не позднее 15 числа месяца следующего за отчетным подавать в органы доходов и сборов отчетность о суммах проведенных расчетных операций (пункт 7 статьи 5).

В связи с этим возникает вопрос о целесообразности введения аналогичной формы контроля.

Кроме того, закрепление предлагаемой законопроектом обязанности сопряжено с возникновением у субъектов хозяйствования расходов, связанных с необходимостью замены или изменения программных свойств имеющихся регистраторов расчетных операций для обеспечения технической возможности передачи в органы доходов и сборов соответствующих фискальных данных.

Следовательно, принятие законопроекта повлечёт за собой увеличение административного давления на субъектов хозяйствования Донецкой Народной Республики, а также возникновение у них ряда материальных издержек.

В связи с этим положения законопроекта нуждаются в согласовании с Министерством экономического развития Донецкой Народной Республики.

Подпунктом «в» пункта 1 статьи 1 законопроекта предусмотрено изложение пункта 8 статьи 1 Закона № 177-IHC в следующей редакции:

«8) производитель – субъект хозяйствования (его уполномоченный представитель), который производит регистраторы расчетных операций, является владельцем конструкторско-технологической и программной документации или соответствующей лицензии на их изготовление…».

Следует отметить, что подобный вид лицензии не предусмотрен Законом Донецкой Народной Республики от 27.12.2015 № 18-IНС «О лицензировании отдельных видов хозяйственной деятельности».

В связи с этим предлагаем подпункт «в» пункта 1 статьи 1 законопроекта привести в соответствие с указанным законодательным актом.

В пункте 3 статьи 1 законопроекта предлагается статью 4 «Особенности применения норм настоящего Закона отдельными субъектами хозяйствования» Закона  177-IHC дополнить частями 3 и 4 следующего содержания:

«3. За выдачу свидетельств об аккредитации центра сервисного обслуживания, на право реализации регистраторов расчетных операций и их производства, взимается плата в размере, установленном республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере налогообложения и таможенного дела.

4. За выдачу дубликата свидетельств может взиматься плата в размере, установленном республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере налогообложения и таможенного дела».

Следует отметить, что предлагаемые к дополнению нормы не соответствуют предмету регулирования статьи 4 Закона № 177-IHC, так как не предусматривают положений об особенностях применения норм субъектами хозяйствования.

Также акцентируем внимание на неопределенный характер конструкции «может взиматься» (предлагаемая редакция части 4). Данный недостаток может привести к неоднозначному толкованию и применению соответствующей нормы.

На основании изложенного прилагаем пункт 3 статьи 1 законопроекта доработать с учетом указанных замечаний.

Пункт 6 статьи 1 законопроекта состоит только из одного подпункта «а», что свидетельствует о наличии ошибки в юридико-техническом оформлении данной структурной единицы законопроекта.

На основании изложенного предлагаем пункт 6 статьи 1 законопроекта доработать в указанном аспекте.

Далее в подпункте «а» пункта 8 статьи 1 законопроекта используется конструкция «регистраторов операций», которая не соответствует понятийно-терминологическому аппарату Закона № 177-IHC. В частности, указанным законодательным актом предусмотрено использование термина «регистратор расчетных операций».

В связи с этим предлагаем в подпункте «а» пункта 8 статьи 1 законопроекта слова «регистраторов операций» заменить словами «регистраторов расчетных операций».

Также отметим, что при изложении отсылочных норм в пункте 8 статьи 1 законопроекта были допущены нарушения пункта 102 Правил юридико-технического оформления законопроектов, утверждённых Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19.02.2016 № I-494П-НС.

В связи с этим предлагаем пункт 8 статьи 1 законопроекта привести в соответствие с предписаниями указанного нормативного правового акта.

В подпункте «в» пункта 8 статьи 1 законопроекта предлагается статью 11 Закона № 177-IHC дополнить частью 4 следующего содержания:

«4. В случае реализации центрами сервисного обслуживания регистраторов расчетных операций не конечному потребителю применяется финансовая санкция в размере 20 000 российских рублей за каждый реализованный регистратор расчетных операций, при этом его стоимость возвращается покупателю, а сам регистратор расчетных операций подлежит конфискации».

Согласно части 3 статьи 28 Конституции Донецкой Народной Республики никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. При этом данный принцип подлежит применению и при конфискации предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения. В свою очередь, ни Закон № 177-IHC, ни законопроект, не содержат указания на судебное решение как необходимое условие правомерной конфискации.

В связи с этим предлагаем подпункт «в» пункта 8 статьи 1 законопроекта доработать с учетом указанных замечаний.

На основании вышеизложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики предлагает доработать представленный законопроект с учётом указанных замечаний и предложений.