Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Гражданский кодекс Донецкой Народной Республики» № 971-Д

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Гражданский кодекс Донецкой Народной Республики» (далее – законопроект).
В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту его основной целью является «закрепление использования базовой величины для расчетов в гражданско-правовых отношениях, конструкции «внутренние убеждения», а также возможности установления особенностей изменения организационно-правовой формы отдельных юридических лиц специальными законами».
Проведенный анализ законопроекта показал, что в целом его положения направлены на приведение отдельных положений Гражданского кодекса Донецкой Народной Республики (далее – ГК) в соответствие с предписаниями Гражданского кодекса Российской Федерации.
Пунктами 2 и 3 статьи 1 законопроекта предлагается в части 2 статьи 157, части 3 статьи 158 ГК слова «конфессиональными нормами» заменить словами «внутренними установлениями».
Следует отметить, что указанные изменения соответствуют законодательному опыту Российской Федерации.
Вместе с тем действующий Закон Донецкой Народной Республики от 24.06.2016 № 140-IHC «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» (далее – Закон № 140-IHC) оперирует термином «конфессиональные нормы».
В связи с этим предлагаем разработчику законопроекта также внести соответствующие изменения в Закон № 140-IHC.
Далее по тексту законопроекта разработчиком производится замена конструкции «установленного размера минимальной заработной платы» конструкцией «установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума на душу населения в Донецкой Народной Республике».
При этом подпунктом «в» пункта 13 статьи 1 законопроекта предусмотрено, что «до вступления в силу закона, устанавливающего величину прожиточного минимума на душу населения в Донецкой Народной Республике, в качестве величины прожиточного минимума на душу населения применяется установленный законом минимальный размер оплаты труда».
Вместе с тем законопроектом помимо конструкции «прожиточный минимум на душу населения в Донецкой Народной Республике» также используется конструкция «прожиточный минимум трудоспособного населения в Донецкой Народной Республике».
Исходя из практики Российской Федерации, указанные величины не тождественны.
Так, величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации (на 2 квартал 2020 года) составляет:
1) на душу населения – 11 468 рублей;
2) для трудоспособного населения – 12 392 рубля.
В связи с этим законопроект нуждается в доработке в указанном аспекте.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект и выступает за его обсуждение и принятие с учетом указанных замечаний и предложений.