В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в статьи 39 и 55 Закона Донецкой Народной Республики «О здравоохранении» (далее – законопроект).
В соответствии с пояснительной запиской целью законопроекта является «усовершенствование законодательства в сфере здравоохранения, в части проведения патологоанатомических вскрытий, а также усиление государственных гарантий прав работников занятых на отдельных видах работ в части обеспечения условий для прохождения работниками медицинских осмотров и диспансеризации».
Анализ положений законопроекта свидетельствует о том, что концепция рассматриваемого проекта нормативного правового акта основана на положениях Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон РФ № 323-ФЗ), что соответствует избранному Донецкой Народной Республикой курсу на гармонизацию собственного законодательства с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 1 законопроекта предлагается статью 39 Закона Донецкой Народной Республики от 24 марта 2015 года № 42-IHC«О здравоохранении» (далее – Закон № 42-IHC) изложить в новой редакции.
Согласно части 5 предлагаемой редакции статьи 39 Закона № 42-IHC«заключение о причине смерти и диагнозе заболевания выдается супругу, близкому родственнику (детям, родителям, усыновленным, усыновителям, родным братьям и родным сестрам, внукам, дедушке, бабушке), а при их отсутствии иным родственникам либо законному представителю умершего, а также правоохранительным органам по их письменному требованию».
В свою очередь, в аналогичной норме Закона РФ № 323-ФЗ (часть 5 статьи 67), заключение о причине смерти и диагнозе заболевания в случае отсутствия супруга или близкого родственника выдается также органу, осуществляющему государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности, и органу, осуществляющему контроль качества и условий предоставления медицинской помощи, по их требованию.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 99 Закона № 42-IHC«государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется путем … проведения проверок применения учреждениями здравоохранения порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи».
Кроме того, пунктом 2 Порядка организации и проведения ведомственных проверок качества оказания медицинской помощи и безопасности медицинской деятельности, утверждённого приказом Министерства здравоохранения Донецкой Народной Республики от 21 декабря 2015 года № 012.1/670 (далее – приказ № 012.1/670) «Министерством здравоохранения Донецкой Народной Республики (далее – МЗ ДНР) проводятся проверки качества оказания медицинской помощи и безопасности медицинской деятельности, осуществляемой физическими лицами-предпринимателями, учреждениями здравоохранения независимо от формы собственности, имеющими лицензию на медицинскую деятельность или лицензию на медицинскую практику».
Также, Порядок контроля качества оказания медицинской помощи в системе здравоохранения Донецкой Народной Республики, утвержденный приказом № 012.1/670 регламентирует, что ведомственный (внешний) контроль качества оказания медицинской помощи осуществляется Министерством здравоохранения Донецкой Народной Республики, а основным координирующим органом по организации внутреннего контроля качества оказания медицинской помощи в учреждении здравоохранения является Медицинский совет (пункты 6, 9).
В связи с этим рекомендуем часть 5 предлагаемой редакции статьи 39 Закона № 42-IHC (пункт 1 статьи 1 законопроекта) после слов «правоохранительным органам» дополнить конструкцией «, органу, осуществляющему государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности, и органу, осуществляющему контроль качества и условий предоставления медицинской помощи,».
На основании вышеизложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект с учётом указанного предложения.