Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «О социальной защите ветеранов войны» и статьи 72 и 123 Закона Донецкой Народной Республики «О налоговой системе» № 964-КД

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «О социальной защите ветеранов войны» и статьи 72 и 123 Закона Донецкой Народной Республики «О налоговой системе» (далее – законопроект).

В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту его основной целью является устранение коллизий, возникших при практическом применении норм Закона Донецкой Народной Республики от 15.05.2015 № 47-IНС «О социальной защите ветеранов войны» (далее – Закон № 47-IHC), регулирующих социальное обеспечение и социальную защиту ветеранов войны, а также членов их семей, совершенствование правового регулирования в сфере предоставления социальных гарантий лицам, на которых распространяется действие Закона № 47-IHC, а также поддержание престижа военной службы, создание и обеспечение достойных условий жизни ветеранам война, а также членам их семей.

В настоящем заключении рассмотрены наиболее существенные недостатки законопроекта, позволяющие сделать выводы о его общем качестве, в связи с чем считаем необходимым высказать следующие замечания и предложения.

Пунктом 1 статьи 1 законопроекта предлагается Закон № 47-IНС дополнить статьей 11 «Основные понятия, используемые в настоящем Законе».

В частности, в предлагаемой к дополнению статье содержатся определения понятий «боевая обстановка», «боевые действия», «вооруженный конфликт», «народное ополчение», «район боевых действий».

Осознавая необходимость закрепления вышеуказанных понятий на законодательном уровне, следует отметить, что их закрепление в Законе № 47-IHC не в полной мере соотносится с его сферой регулирования, в связи с чем более уместным является закрепление понятий «боевая обстановка», «боевые действия», «вооруженный конфликт», «народное ополчение», «район боевых действий» в Законе Донецкой Народной Республики от 24.03.2015 № 23-IHC «Об особых правовых режимах» или Законе Донецкой Народной Республики от 14.08.2015 № 84-IHC «Об обороне».

С учетом изложенного предлагаем пункт 1 статьи 1 законопроекта исключить.

Подпунктом «в» пункта 3 статьи 1 законопроекта предлагается пункт «н» части 2 статьи 10 Закона № 47-IНС изложить в следующей редакции:

«н) скидка в размере 75 процентов от оплаты стоимости услуг по содержанию жилого помещения в пределах норм, утверждаемых в установленном законодательством Донецкой Народной Республики порядке».

В пояснительной записке к законопроекту указано, что реализация законопроекта не повлечет за собой изменения финансовых обязательств государства и расходов, покрываемых за счет средств Республиканского бюджета Донецкой Народной Республики, поскольку в настоящее время, согласно части 3 статьи 2 Закона № 47-IHC, предоставляются льготы по оплате за жилищно-коммунальные услуги, предусмотренные Законом Украины от 22.10.1993 № 3551-XII «О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты».

Так, согласно части 3 статьи 2 Закона № 47-IНС «установленные ранее для ветеранов войны законодательством СССР и Украины льготы и другие меры социальной защиты не могут быть отменены без равноценной замены».

Обращаем внимание на то, что часть 2 статьи 10 Закона № 47-IНС распространяется на участников боевых действий по защите Донецкой Народной Республики и участников боевых действий на территории других государств, перечень которых определен Приложением III к Закону № 47-IНС.

Следовательно, на участников боевых действий по защите Донецкой Народной Республики не могут распространяться положения Закона Украины от 22.10.1993 № 3551-XII «О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты» и данной категории лиц предоставляются льготы и гарантии, установленные Законом № 47-IНС (50-процентная скидка с оплаты за полезную площадь квартиры в пределах установленной нормы для участника боевых действий).

Таким образом, принятие законопроекта повлечет за собой дополнительную нагрузку на Республиканский бюджет Донецкой Народной Республики.

Аналогичное замечание в полной мере относится к:

1) подпункту «г» пункта 3 статьи 1 законопроекта, предполагающему, в частности, предоставление участникам боевых действий по защите Донецкой Народной Республики скидки в размере 75 процентов от оплаты стоимости коммунальных услуг (в действующей редакции пункта «о» части 2 статьи 10 Закона № 47-IНС – 50 процентов);

2) подпункту «а» пункта 4 статьи 1 законопроекта, которым предлагается освободить инвалидов войны и членов их семей, проживающих с инвалидом войны, от оплаты стоимости услуг по содержанию жилого помещения в пределах норм, утверждаемых в установленном законодательством Донецкой Народной Республики порядке (действующей редакцией пункта «к» части 1 статьи 11 Закона № 47-IНС установлена 50-процентная скидка с оплаты занимаемой полезной площади квартиры инвалиду и членам его семьи, с ним проживающих).

Кроме того, льготы и гарантии, установленные Законом № 47-IНС, соответствуют статьям 14, 16 Федерального закона Российской Федерации от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».

Учитывая изложенное, подпункты «в», «г» пункта 3, подпункт 1 пункта 4 статьи 1 законопроекта нуждаются в дополнительном согласовании с заинтересованными органами государственной власти Донецкой Народной Республики.

Пунктом 6 статьи 1 законопроекта предлагается статью 15 Закона № 47-IНС дополнить абзацем следующего содержания:

«Юридические лица и физические лица – предприниматели, которые оказывают благотворительную помощь на нужды социальной защиты ветеранов войны, освобождаются от налогообложения в соответствии с Законом Донецкой Народной Республики от 25 декабря 2015 года № 99-ІНС «О налоговой системе».

В свою очередь, статья 2 законопроекта предусматривает внесений изменений в пункт 72.2 статьи 72 и пункт 123.1 статьи 123 Закона Донецкой Народной Республики от 25.12.2015 № 99-ІНС «О налоговой системе» (далее – Закон № 99-ІНС) путем дополнения их новыми подпунктами.

В случае принятия статьи 2, в редакции предложенной разработчиком, у юридических лиц и физических лиц-предпринимателей появится возможность включать в состав валовых расходов отчетного периода расходы, связанные с оказанием благотворительной помощи на нужды социальной защиты ветеранов войны, а также для указанных субъектов не будут подлежать налогообложению подоходным налогом суммы денежной помощи или стоимость безвозмездно полученного имущества, предоставленных в качестве благотворительной помощи в целях социальной защиты ветеранов войны.

В то же время закрепление данного права не означает освобождение указанных лиц от уплаты налогов (сборов), предусмотренных Законом № 99-ІНС.

В связи с этим предлагаем пункт 6 статьи 1 и статью 2 законопроекта доработать.

На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект и выступает за его обсуждение и принятие с учетом указанных замечаний и предложений.