Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» № 959-КД

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – законопроект).

В соответствии с пояснительной запиской целью законопроекта является «усовершенствование правоотношений в сфере обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств на территории Донецкой Народной Республики путем конкретизации отдельных правовых норм, регламентирующих порядок осуществления страховой выплаты, а также уменьшения размеров страховых сумм, в переделах которых страховщик обязуется возместить причиненный вред при наступлении страхового случая, что позволит сформировать единую правоприменительную практику, а также обеспечить своевременность выплаты страховых сумм страховщиком и в конечном итоге – надлежащее функционирование механизма гражданской ответственности владельцев транспортных средств в государстве».

В целом следует указать, что законопроект характеризуется наличием противоречивых в социально-экономическом аспекте плане предписаний. Кроме того, в законопроекте осуществлено заимствование законодательного опыта Украины, что не соответствуют избранному Донецкой Народной Республикой курсу на гармонизацию собственного законодательства с законодательством Российской Федерации.

Так, пунктом 1 статьи 1 законопроекта предлагается статью 6 Закона Донецкой Народной Республики от 24.05.2019 № 37-ІIНС «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон № 37-ІIНС) изложить в следующей редакции:

«Статья 6. Страховая сумма

1. Страховая сумма, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, составляет:

1) в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, 50 тысяч российских рублей;

2) в части возмещения вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего, 40 тысяч российских рублей.

2. Если общая сумма ущерба по одному страховому случаю в части возмещения вреда, причиненного имуществу, превышает пятикратную страховую сумму, размер возмещения каждому пострадавшему пропорционально уменьшается».

Обращаем внимание, что в действующей редакции статьи 6 Закона № 37-ІIНС размер страховой суммы составляет 160 и 120 тысяч российских рублей соответственно.

Таким образом, законопроектом предусмотрено уменьшение в несколько раз страховых сумм, которые страховщик обязан возместить потерпевшим. Подобный подход в большей степени нивелирует значимость Закона № 37-ІIНС как законодательного акта, создающего правовые условия для возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших.

Следовательно, разработчиком законопроекта создаются условия, которые могут привести к увеличению социального напряжения в государстве и обществе.

Аналогичное замечание в полной мере применимо и к положениям подпункта «а» пункта 2, пункта 4 статьи 1 законопроекта.

Кроме того, положения предлагаемой части 2 статьи 6 основаны на положениях Закона Украины от 01.07.2004 № 1961-IV «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств», что противоречит избранному Донецкой Народной Республикой курсу на гармонизацию собственного законодательства с законодательством Российской Федерации.

Данное замечание относится и к подпункту «б» пункта 3 статьи 1 законопроекта.

На основании изложенного предлагаем пункт 1, подпункт «а» пункта 2, подпункт «б» пункта 3, пункт 4 статьи 1 законопроекта доработать.

Подпунктом «б» пункта 2 статьи 1 законопроекта предлагается дополнить часть 17 статьи 11 Закона № 37-ІIНС отдельными нормами.

При этом разработчиком используется конструкция «прямое возмещение убытков», значение и содержание которой не раскрывается в тексте законопроекта и Закона № 37-ІIНС.

Стоит отметить, что правовой институт прямого возмещения убытков предусмотрен Федеральным законом от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (статьи 14.1, 26.1), на положениях которого основан Закон № 37-ІIНС.

В то же время при принятии Закона № 37-ІIНС законодатель не включил в него указанные положения, что ставит под сомнение целесообразность использования конструкции «прямое возмещение убытков».

В связи с этим предлагаем законопроект в указанном аспекте доработать.

Подпунктом «а» пункта 3 статьи 1 законопроекта предлагается внести изменение в статью 12 Закона № 37-ІIНС установив, что страховщик рассматривает заявление потерпевшего о страховой выплате и предусмотренные правилами обязательного страхования приложенные к нему документы в течение девяноста дней со дня их получения.

Вместе с тем, действующая редакция статьи 12 Закона № 37-ІIНС предусматривает рассмотрение вышеуказанного заявления в течение тридцати дней.

Обращаем внимание на то, что внесение подобного изменения создаст условия для необоснованного затягивания страховщиком процедуры рассмотрения заявления потерпевшего о страховой выплате и непосредственно осуществления такой выплаты. Подобный подход негативно отразится на правах потерпевшего, так как ставит под вопрос возможность обеспечения своевременного возмещения.

С учетом изложенного предлагаем подпункт «а» пункта 3 статьи 1 законопроекта исключить.

На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики предлагает учесть вышеуказанные замечания и предложения.